Глазами взрослого ребенка

Картину Путина показали вместе с выставкой наивного художника

26 января 2009 в 13:44, просмотров: 1123

Только недавно Москва и Питер захлебывались обсуждением нового амплуа Владимира Путина. Премьер-министр открыл в себе художественные таланты. Его картина «Узор на заиндевевшем окне» была продана за 37 млн. руб. Теперь она красуется в галерее «Наши художники», что расположилась в коттеджном поселке Борки (Рублевка). Хозяйка галереи Наталья Курникова вместе с презентацией путинского «Узора» представила публике еще одного художника. Дима (так просто его все называют) родился необычным ребенком. Ему сложно давалось обучение. И разговаривать он не любил и не любит. О таких как Дима принято говорить: человек с ограниченными возможностями. Наивное искусство Димы, которому сейчас уже около 40 лет, и «Узор» Владимира Путина рассматривал корреспондент «МК».

20 км от Москвы по узкому Рублево-Успенскому шоссе, где за каждым деревом по гаишнику – непростой путь к рублевской галерее «Наши художники». На дороге – только иномарки, а авто-навигатор почти на каждом столбе определяет датчики слежения скорости. Тут не разгонишься. Нас останавливает инспектор ГАИ. Но, узнав, куда мы направляемся, тут же отпускает. Такая вот необычная популярность у этой галереи.

В галерее три этажа. Первые два посвящены творчеству Димы. Но большинство посетителей начинают просмотр сверху, то есть с третьего этажа. Быстро преодолев ступеньки, попадаешь в полутемный зал. Несколько небольших, но мощных прожекторов освещают «Узор» мягким светом. Вокруг наворачивает круги охранник, время от времени советуя гостям: «Лучше фотографируйтесь справа от картины, так свет лучше ложится…»

Только утром картину доставили из Питера, где 17 января галерист Наталья Курникова купила ее с благотворительного аукциона. Теперь она пробудет здесь не меньше двух недель. О продаже картины пока речи не идет. Правильный ход: со временем цена на работу премьер-министра сильно подрастет.

А пока московская публика может вволю насладиться осмыслением работы одного из главных лиц России. Вглядываться в синеватые мазки за окном, рассматривать бисер, аккуратно приклеенный к занавескам разухабистого деревенского окна.

Спускаемся ниже и попадаем в наивный мир Димы. В центре творчества художника простые, привычные каждому предметы – бутылки, чайники, фрукты, дома, автомобили. Каждая работа пропитана каким-то своим, особым взглядом, чистым и искренним.

– Вообще-то я обычно не выставляю современных художников, – рассказывает Наталья Курникова. – В основном специализируюсь на первой половине ХХ века. Нынешняя выставка Димы – исключение.

Галерея уже не первый год сотрудничает с отцом Димы, известным искусствоведом Василием Ивановичем Ракитиным. Но это не главная причина. Главное можно понять, взглянув на самого автора.

Подхожу знакомиться. Мне приветливо улыбается мама художника Елена Борисовна Ракитина. Сам Дима, уже взрослый мужчина с прорезающейся лысиной, отворачивается. Будто он не здесь, а действительно, в своем мире. Наивном и прекрасном.

– А Дима у нас не разговаривает, – поясняет Елена Борисовна.

Зато живо говорят его картины. На выставке представлены работы разных лет. Дима рисует с детства и, пожалуй, это у него получается лучше всего. Чтобы подписать почитателю собственный каталог, у художника уходит не меньше пятнадцати минут. А вот живопись для него наслаждение.

Отец Димы не сразу понял и увидел нестандартный талант сына. Но когда оценил это творчество своим искусствоведческим взглядом, решил показать миру. Время шло, и многие критики оценили Диму как своеобразного талантливого мастера. Сегодня для Димы – первый визит в Россию. До этого он все время жил в Париже. На днях в Государственном центре современного искусства состоится встреча с художником. Ее организовал художественный руководитель ГЦСИ Леонид Баженов. Он знает Диму с малых лет, когда будущий художник только делал свои первые мазки. Теперь Дима Ракитин уже сложившийся автор. К сожалению, выставки его работ не часто случаются. Последний раз в России его выставляли в архитектурном музее им. Щусева. Но, как показало время, и такой наивный художник может быть востребован в современной России. Эту выставку предлагаю считать знаковой, ведь не зря 2009 год провозглашен годом равных возможностей. Пусть выставка «Дима» станет первой, но не последней ласточкой такого искусства.



Партнеры