“Самое страшное” случилось

Крутой и Хворостовский сочинили книгу жизни

Крутой и Хворостовский сочинили книгу жизни
В Москве состоялась долгожданная премьера  оперного моношоу “Дежавю”. Песни с музыкой Игоря Крутого и итальянскими стихами Лилии Виноградовой исполнял оперный прим Дмитрий Хворостовский. “Звуковая дорожка” все два часа действа пыталась разобраться, куда же все-таки попала — в оперу или на эстрадное шоу?

Еще летом, когда в Юрмале на “Новой волне” вовсю гремел его 55-летний юбилей, “народный композитор” Игорь Крутой в интервью “МК” с легким смущением признался, что с Хворостовским у них “началось самое страшное”. Просьба бархатного баритона к хит-мейкеру написать ему “что-нибудь” неожиданно разрослась из легкой забавы в грандиозный и беспрецедентный проект, который мог иметь тектонические последствия.  

“Я потеряю свою публику, но то, что написал для меня Крутой, я буду петь, потому что мне это очень интересно”, — безапелляционно объявил г-н Хворостовский. Публика, однако, “потеряться” и не думала. Билеты на три спектакля “мировой премьеры” в Кремле смели из театральных касс в считаные дни. Правда, поначалу многих путало в афише имя г-на Крутого, и, повинуясь условному рефлексу собаки Павлова, люди неизменно спрашивали: “А Пугачева будет?”  

Пугачевой, однако, не было — даже в зале в качестве почетной гостьи. В великосветской ложе, где собралась кремлевская знать и селебритис, лишь добродушно хохмили — мол, Алла Борисовна сильно занята репетициями нового сенсационного дуэта “Нас не догонят” с Юлией Тимошенко, который прозвучит на предвыборно-рождественских встречах в Киеве. У каждого-де свои дуэты!  

Зато был очень оживлен Николай Басков. Он возбужденно рвался из ложи в партер, ближе к сцене, загадочно причитая: “Хочу убедиться в том, что мне не послышалось”. Что не послышалось “золотому соловью”, осталось тайной, но, похоже, он в глубине души надеялся, что в финале “оперного моношоу” прозвучит в качестве эстетской музыкальной шутки хрестоматийная “Шарманка” в баритональной версии г-на Хворостовского. В зале, кстати, тоже нашлись такие фантазеры, и время от времени повизгивающие призывы “Шарманку”!” то и дело доносились из темных углов.  

Возможно, подобные ироничные кавер-эксперименты у Крутого и Хворостовского еще впереди, а то, что было показано ими в Кремле, ознаменовало, безусловно, новую веху в творчестве каждого из грандов. Для г-на Крутого 21 песня, написанная для (и под!) Хворостовского, стали несомненным путешествием на “новую землю”. Оставив нетронутыми свои коронные трюки — характерный мелодизм и трогательную романтику, — он, однако, создал неожиданную музыку. Песни стали больше, чем просто песни или шлягеры для актуального хит-парада. Они звучали почти как сюжетные арии из больших опер или как классические итальянские канцоне. Сам автор за роялем, кажется, купался в наслаждении от того, что осуществил мечту — “сделать эксперимент по мотивам “хитов”, на которых учился в музыкальном училище”.  

Над текстами “о вечном” (любви, разлуке, смерти и радости бытия) от души постаралась и поэтесса Лилия Виноградова, живущая в Италии и свободно пишущая на главных “оперных” языках — итальянском и французском. Ощущению “большой формы” способствовали и чинно рассевшийся на сцене камерный оркестр Константина Орбеляна, и академический хор Виктора Попова, и, разумеется, сам гигант мировой оперы — г-н Хворостовский. В подобном шикарном обрамлении музыка Игоря Крутого еще никогда не звучала!  

Что касается второй половинки проекта “Дежавю” — Дмитрия Хворостовского, — то всех, конечно, распирало любопытство: как справится оперный мегастар с амплуа Николая Баскова? Г-н Крутой до премьеры отвечал на вопросы туманно — мол, мы нашли золотую середину. По прослушивании результата можно констатировать, что композитор великодушно избегал попыток заставить артиста наступить на собственное горло. Г-ну Хворостовскому по большому счету не пришлось перевоплощаться ни в поп-короля, ни в поп-соловья, ни даже в более “диетическую” для себя роль кроссовера. Конечно, он пару раз включил характерную для эстрады хрипотцу (что ввергло слабонервных в полуобморочный экстаз), немного посучил ножками и даже побаловался ручным микрофоном (что для оперного певца то же самое, что для монашки надеть мини-юбку). Но все это легкомыслие все-таки не сокрушило привычной монументальности оперного героя. Рожденный петь хрипеть не может! Публика с облегчением выдохнула: эксперимент удался, но, к счастью, не зашел слишком далеко.  

На громадном экране тем временем перелистывались страницы нескончаемых историй — от начала бытия до глубин космического мироздания. Книга жизни как визуальный символ спектакля раскрывала подчас весьма неожиданные страницы…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру