Новые сказки о главном?

В Москве прошла I Лаборатория современной пьесы для детей

В Москве прошла I Лаборатория современной пьесы для детей
Восьмилетний режиссер Никита Полицеймако

Никто уже не отрицает: современный детский театр находится в глубоком кризисе. Конечно, есть отдельные яркие явления. Но нет ее, той «Синей птицы», которая в начале ХХ века открыла мир театра всем детям России. Но проблема тут не столько в актерах и режиссерах, сколько в драматургии для детей. А это сложнейший жанр. Вплотную темой занялся Международный драматургический конкурс "Премьера.txt". В московском театре для детей «А-Я» прошла I Лаборатория современной детской пьесы.

В российских театрах ежедневно тысячи Золушек теряют хрустальную туфельку, сотни остроносых деревянных мальчишек ищут золотой ключик, десятки Дюймовочек убегают от надоедливых жаб, жуков и кротов, по сказочным дорожкам катятся армии Колобков. И принять в свою компанию современных героев они не спешат… Как всегда, нужны новые формы.

Но на Лаборатории современной детской пьесы выявили и множество других проблем, связанных с театром для маленького зрителя. Все началось с того, что актеры обыграли монологи-воспоминания взрослых о своих первых театральных впечатлениях в детстве. “Я-то понимала, что актеры все делают понарошку”. “Нам дали яблоки, и хотелось кинуть в оркестровую яму яблоком, чтобы проверить, что люди там настоящие”. “Я все ждала, когда актеры заговорят, и в итоге уснула”. “Меня возмутило, что поросят играют взрослые женщины”. «Я не понимал, чего они все так орут». В большинстве случаев родители даже не догадываются, что спектакль ребенку не понравился: малыш говорит «да, понравилось», а на самом деле театр начинает просто ненавидеть.

В основном, в чем суть проблемы? Что детский театр либо примитивен и слезлив-соплив (это черта спектаклей по русским народным сказкам), либо слишком замудрен (этим грешат современные драматурги). На Лаборатории современной детской пьесы в рамках драматургического конкурса «Премьера» показали: интересная современная драматургия все-таки есть.

Пьеса «Мешочек соли» Алены Чубаровой (худрук театра «Комедиантъ») и Ирины Егоровой (режиссер того же театра), представленная в виде читки, внешне кажется как раз устаревшей. Дуняша, Иванушка, воплощение всемирного зла по имени Скорбида, которая подбрасывает разным героям мешочек с солью всех слез, всех бед человечества – казалось бы, все это на зубах навязло. Но важен взгляд драматургов: эти герои – по сложности сознания, по сомнениям, реакциям, языку – абсолютно современны. В них нет сказочной прямолинейности, в этих проблемах ребенок видит окружающий мир и самого себя.

Пьеса драматурга Рахиль Гуревич "Рита, Вася и Несправедливость" говорит вроде бы о вечных истинах, но они-то как раз и не устарели, даже наоборот. Несправедливость все время подначивает Риту и Васю: «Ни-ни! Почему это родители так несправедливы к нам? Одних никуда не отпускают, все запрещают, допоздна гулять не разрешают?» Магазинный человечек жужжит: «Попроси родителей купить вон ту куклу! Вон ту машинку! Вон ту игрушку! Ту конфетку! Ту жвачку!»

Новая религиозная пьеса для детей – еще более интересная тема. Ею занялся режиссер театра «Будильник» Юрий Алесин. Пьеса немецкого драматурга Ульриха Хуба "У Ковчега в восемь" посвящена Великому Потопу, который представлен с очень неожиданной стороны. Каждой твари на Ковчег, как известно, попадает по паре, но компания уморительных пингвинов все-таки решила проникнуть туда втроем! Сюжет детский, а проблематика серьезнейшая: так, легким и веселым языком в подсознание ребенка проникают моральные основы этого мира.

Мы все не можем привыкнуть, что дети в театре способны понять сложнейшие метафоры. И в том числе на уровне языка. Фрагмент из готовящегося в театре “А-Я” спектакля “Ципа-Дрипа” режиссера Руслана Маликова – это языковой эксперимент, в который маленькие зрители с удовольствием включаются.

Сначала актеры просто ходят по сцене. Делают незатейливые физические упражнения. Потом режиссер "кидает" им любую букву. И актеры начинают обыгрывать эту букву: звуками, знаками, пластикой... Потом им кидают не просто букву, а междометие, а потом слово... И на каждое слово актеры читают детский стих, обыгрывая его пластически и ритмически. Каждый этюд - это импровизация. И демонстрацию процесса формировния поэтической речи, от звуков к буквам, потом к словам, потом к строчкам, к стихам, дети прекрасно понимают, точнее – чувствуют.

Но главный юный герой Лаборатории современной детской пьесы – 8-летний режиссер Никита Полицеймако. Да-да, именно режиссер. И по совместительству актер. Исполнив в пьесе “Рита, Вася и Несправедливость” роль Васи, после этого он показал готовящийся спектакль в собственной постановке "Паучок и светлячок" по пьесе драматурга Анны Донатовой.

Что в итоге? Надежды на то, что в современной России есть ресурсы для появления новой «Синей птицы». Главное – концентрировать усилия.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру