Музеи на курьих ножках

Прошли те времена, когда музей был местом, где можно было только разглядывать экспонаты, аккуратно шаркая по галереям в мягких тапочках, ничего не трогая руками.

В сегодняшней России в чести другие музеи, где не только можно, но и нужно “вливаться” в экспозицию, активно включаясь в процесс познания. Музейное дело нынче — живое. Во-первых, потому что все чаще в качестве экспонатов выступают самые обычные, но жизненно необходимые вещи. Например, утюги, валенки, паровозы… А во-вторых, эти бытовые музеи порой позволяют выжить целым городам и поселкам. Корреспондент “МК” побывал в нескольких необычных музеях Русского Севера.
Прошли те времена, когда музей был местом, где можно было только разглядывать экспонаты, аккуратно шаркая по галереям в мягких тапочках, ничего не трогая руками.
На пути к Музею гадов надо пройти через кордоны. Автор фото: ЕЛЕНА КОРОТКОВА

Масло масляное

 

“Ой, гляди-ко, гости пожаловали. А бабы-то в портах, как мужики. Ты, Федор, их в поле отправь поработать. Наряд-то у них подходящий”, — живописная группа девиц в сарафанах да парней в картузах оторвалась от пения частушек и принялась “задирать” заезжих москвичей. Перепалка, впрочем, была мирной — для проформы. Положено в деревнях приезжих поддевать. А деревня Семенково Вологодской губернии — самая что ни на есть “исконная”: рубленые домищи в два этажа, овины да сараи, деревянная церковь на холме, никаких тебе асфальтовых дорог и железных гаражей. Одним словом, архитектурно-этнографический музей…

 

Создавать музей в Вологодской области начали десять лет назад. По всей округе в вымирающих деревнях искали старые большие дома, да свозили их в Семенково, где на сотне гектаров раскинулось со временем целое село XIX века. Но этнографических музеев в России немало: в Суздале, Кижах. А вот Музей вологодского масла, что обосновался в селе, — единственный…

 

“Что, гости дорогие, хотите нашего маслица попробовать?” — Федор да Катерина, хозяева избы-музея, процесс изготовления вологодского масла готовы показать воочию. Начинается все… с коровы. А куда же без нее? На обширном скотном дворе, что находится прямо на первом этаже огроменной избы, обосновались две буренки. Мычат, головой крутят. Да уж больно гладкие и ворсистые: плюшевые потому что. Что делать: не положено музею скотину иметь — не фермерское хозяйство, чай. Оттого и обходятся пока муляжами, правда, очень достоверными, в натуральную величину. Но ничего, зато сливки, который хозяйственный Федор у нас на глазах заливает в чудо-машину — маслобойку, самые что ни на есть настоящие. Пока железный жбан с ручкой, как у шарманки, с лопастями внутри, крутят все по очереди — хозяева и гости — Федор да Катерина с шутками-прибаутками излагают историю вологодского маслоделия…

 

Масло в Вологодской губернии делали испокон веков. Помещики давали своим крестьянам оброк: сдать пуд русского масла в год. Было это масло топленым и изготавливалось только для “внутренних нужд”. Европа его не покупала. А на промышленную основу дело решил поставить Николай Васильевич Верещагин — брат художника-баталиста Василия Верещагина. Бывший гардемарин, участник Крымской войны увлекся молочным хозяйством, после того как вышел в отставку и обосновался в имении своих родителей в Череповецком уезде. Здесь он решил наладить сыроварение. Обучался Николай Верещагин тонкостям сыроваренного ремесла в Швейцарии. Изучив опыт первоклассных мастеров-сыроделов, он вернулся на родину с твердым намерением создать в России целую сеть сырных артелей. И дело пошло. За два года в губернии появилось около десятка сыроварен. А в 1870 году на Всемирной выставке по молочному хозяйству в Париже Верещагин обратил внимание на масло из Нормандии. Чудесный вкус этого продукта, с легким ореховым привкусом, не оставил промышленника равнодушным. Он решил создать аналогичное российское масло. И вскоре изобрел оригинальную методику, которая по сей день является главной отличительной чертой вологодского продукта. Дело в том, что прежде масло делали из холодных сливок. А Верещагин решил сливки нагревать до определенной температуры. Нагретые сливки и дают тот неповторимый вкус. Правда, сам Верещагин называл масло парижским, а в Европе этот экспортируемый из России продукт называли петербургским. Вологодским масло стало называться лишь в 1939 году — уже при Советской власти…

 

За рассказами да историческими экскурсами незаметно пролетело сорок минут. Глянув на побелевшее окошко железного жбана, Федор изрек: “Ну вот и готово маслице”. Сначала из маслобойки слили пахту — обезжиренное молоко, что осталось после сбивания, а потом деревянными лопатками стали выкладывать на блюдо пышные масляные “горы”. Густо намазав ломоть мягкого хлеба свежесбитым маслом, откусываю кусочек: нёбо обволакивает сливочно-кремовой массой с легким привкусом ореха. Счастье есть!

 

А потом был самовар с пирогами, задорные песни и игрища. А попутно — масса полезной информации как о старом вологодском быте, так и о самом брендовом масле. Выяснилось, например, что свой оригинальный вкус вологодское масло сохраняет лишь двадцать дней с момента изготовления, потом оно становится просто маслом высшего сорта, и что делать по оригинальной рецептуре его разрешено всего на трех вологодских заводах…

 

Остается только добавить, что в главных ролях деревенских жителей выступали научные сотрудники Института этнографии.


Пчелы, раки и другие животные

 

В Весьегонске решили сделать своим брендом рака — ведь именно это “членистоногое” изображено на гербе города. Раков в Весьегонске Тверской области ловили еще задолго до того, как стал он городом на берегу рукотворного Рыбинского водохранилища, скрывшего под собой часть бывших улиц и площадей, заливных лугов и пашен. Тогда протекала через Весьегонск чистая река Молога, в которой водились крупные раки. Ну а теперь “обосновались” они в местном краеведческом музее: кованые и деревянные, в стразах и в раковинах. А в разгар лета, как раз когда по гороскопу в зодиакальные права вступает знак Рака, устраивают в городе его день — с конкурсами и костюмированными шоу…

 

В поселке Сандово Тверской области тоже решили воспользоваться геральдической подсказкой. На гербе этого селения изображена пчела. Вот и создали в Сандове Музей пчелы. И тому есть вполне логическое объяснение: Сандовский район славится своим медом из разнотравья. Здесь зарегистрировано около ста пчеловодов-профессионалов. И именно в этом районе имеется деревенька со сладким названием Медово.

 

Поначалу под экспозицию отвели лишь комнатку в местной библиотеке. А теперь в селе появился уже полноценный музей. Желтый деревянный домик с огромной надувной пчелой видно издалека. В гости заезжают, правда, в большинстве своем пока лишь тверские школьники. Москвичи и питерцы только-только прознали про музей, в котором и меду можно попробовать, и много чего интересного из жизни пчел узнать.

 

Скоро в Музее пчелы обещают устроить настоящую пасеку, где жизнь этих насекомых можно будет изучать не только по картинкам и рассказам, но и наглядно. Пока же гостей музея встречают декоративные ульи, плюшевые медведи и много-много различных пчелок, привезенных со всего мира и подаренных музею его почитателями. Самый красивый экспонат — большая хрустальная пчела, подарок от умельцев из Гусь-Хрустального…


В царстве Змея Горыныча

 

А что делать, если даже геральдического “бренда” у села нет, а свой оригинальный музей создать хочется? Коли есть фантазия да задор, выход всегда найдется…

 

…Дорогу к селу Приволжское внезапно преградила “нечисть” с зелеными волосами. “Элегантная дама” с мухомором в прическе, приветственной табличкой с надписью “Гадово” и большой бутылью подозрительного цвета настойки вызвалась стать гидом в Музей… гада. Да-да, именно такой музей решили создать в своем селе находчивые жители села Приволжского, что находится под Кимрами. Справедливости ради надо заметить, что благозвучное название населенный пункт приобрел не так давно — лишь в 1961 году. А до того времени деревенька в заболоченной местности гордо называлась Гадово. И было здесь змей видимо-невидимо. Жители села, веками сосуществуя бок о бок с ползучими гадами, выработали даже свой особенный уклад. В огород заходили только после того, как постучат палкой по забору. Змеи глухие, но вибрацию чувствуют хорошо, вот и отползали с грядок от греха подальше. Кто огороды горчицей посыпал: гады ее не любят, кто ежей во дворе прикармливал. В общем, изгоняли ползучих соседей как могли. Хотя даже примета такая была: если змеи во двор ползут, быть в доме достатку, если со двора расползаются — жди беды… В лес тоже ходили только с посохом, которым обстукивали пеньки да деревья, предупреждая змей о своем приближении. Или брали с собой металлическое ведро, чей звон опять же не нравился змеям. А еще был целый ряд специальных заговоров. “Змее — пень да колода, а мне — чистая дорога”, например. Вот так и жили рядом со змеями веками.

 

Неподалеку, в низовьях реки Хоча, было, по преданию, “море змеево”, где обитал легендарный Змей Горыныч. Ну и как таким благодатным материалом было не воспользоваться? Идея создать змеиный музей появилась у директора сельского Дома ремесел Тамары Львовны Горцевой после посещения мышкинского Музея мыши. “А чем змеи хуже?” — задумалась она. Единомышленники идею подхватили. И появилась в глухой деревеньке сказочная вотчина Змея Горыныча и Гадюки Васильевны. Серпентарий делать не стали: ни к чему музею-сказке натуральные твари. Их и в зоопарке посмотреть можно. А вот самодельными змеями — из коряг, металла, а более всего шитыми вручную — музей кишит. Здесь тебе и змей-искуситель, и семейство гадюки болотной, и Змей Горыныч, и даже зеленый змий… О последнем — особый сказ.

 

Не только обилием гадов ползучих славилась в свое время деревня Гадово. Был здесь знатный винокуренно-спиртовой завод, построенный в 1880 году купцом Зазыкиным. Сто лет завод исправно выпускал местные настойки, и только антиалкогольная кампания Горбачева его подкосила. Но рецепты остались, и теперь музейные таланты угощают гостей креплеными напитками под названием “Гадючья радость”, “Лихая болотная” и прочее, и прочее.

 

Посещение Музея гада — это целое театрализованное представление: с играми, конкурсами, песнями и плясками. Сначала сама Гадюка Васильевна, кстати, очень похожая на Хозяйку Медной горы, знакомит с экспозицией. А затем в трактире Змея Горыныча начинается настоящий пир с дегустацией настоек, трогательными песнями Ужильды и в финале — под дым и гром — появлением самого Змея Горыныча. И вот так как-то незаметно скромный сельский музей с рукотворной экспозицией, с трогательными мухоморами из раскрашенных тазиков, со “сторожевой Бабой-ягой” на входе стал довольно популярным местом. Потянулись сюда экскурсии не только из Кимр и Твери, но даже из Москвы…



Редакция благодарит Департамент по туризму Тверской области за знакомство с музеями.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру