— Выставка, — рассказывает куратор Оксана Саркисян, — стала неожиданностью даже для ее создателей: так получилось, что она отображает не только перемены гендера на протяжении последних 20 лет, но и панораму изменений общества в целом. Ее можно смело назвать большим научным исследованием в области межличностных отношений и в области самоопределения человека.
Авторы поднимают темы сходств и различий между полами, стирания границ между общепринятым мужским и женским поведением, освобождения от каких-либо фемино-маскулярных стереотипов. Что же получается: тотальное сходство полов и их острая конкуренция?
— Конечно, нет, — уточняет Оксана. — Женское искусство в России никогда не пропагандировало феминизм. Да, советская политика, уравнивая в правах мужчин и женщин, подтолкнула художников к осознанию необходимости равноправия полов, не более. Сейчас сторонницы женского движения не настаивают на абсолютном равноправии: оно достигнуто на законодательном уровне. Искусство женской позиции ставит перед собой цель решать различные острые вопросы более мягко, без чрезмерной агрессии, свойственной мужчинам…
— Но как быть с публичными проявлениями заботы М о Ж? Многие считают это если не неполиткорректными действиями, то прямо-таки пережитками прошлого.
— Это не является такой уж серьезной проблемой, как многие считают. В конце концов, это личное дело каждого. Кому-то нравится быть “слабым” полом, кому-то нет; кто-то предпочитает трансгендер — сочетание и мужских, и женских черт… Это, так сказать, строго индивидуально…
— А сама выставка? Какую картину отношений между М и Ж представляет она?
— Работы наших художников и художниц иллюстрируют типичную для России картину взаимоотношений полов: взаимосотрудничество, обоюдное уважение, понимание. Множество произведений показывают совместный труд М и Ж — неотъемлемую часть русского быта, хозяйства, жизни. Но, не скрою, гендерное искусство несколько возвышает женскую чувственность. И в этом смысле ŽEN d’АРТ демонстрирует женственность даже в самых примитивных на первый взгляд объектах, сочетаниях и силуэтах.
Фрейд однажды заявил: “Анатомия — это судьба”. Но насколько мы свободны или зависимы от того, женщины мы или мужчины, решайте сами.