Манна законная

Мир культуры ждет перемен

Все больше расползаются слухи о новом готовящемся законе по культуре, а с ними - и надежды. Понемногу начинается обсуждение проекта, причем под аккомпанемент прощания с погибшими на теплоходе «Булгария». Трагедия здесь вроде не при чем. Но прав был один из разработчиков закона от Института культурологии Алексей Васильев: «Теплоход – вопрос культуры, коррупция – вопрос культуры…» Сейчас каждый деятель искусств высказывается о значении культуры в жизни общества как может. Так собака, увидев, что хозяйка уже достала для нее колбасу, визжит еще громче и убедительней: точно дашь? Точно?

Мир культуры ждет перемен

Первым событием в череде обсуждений проекта нового «Закона о культуре РФ» стал видеомост Москва-Пермь-Оренбург. От Москвы председатель комитета по культуре госдумы Григорий Ивлиев, от Перми зампредседателя правительства Пермского края Борис Мильграм, от Оренбурга – зампредседателя правительства Оренбургской области Виктор Шориков. Ольга Свиблова, Екатерина Мечетина, Игорь Бутман и другие деятели культуры.

Каков общий посыл? Таков, что шашлычка из предполагаемого неубитого медведя хочется всем. А медведь пока не слишком конкретен. Поправки к закону постепенно идут и будут, конечно, приняты. Но каждый дует, конечно, в свою дуду.

- Пафос в сохранении накопленного в культуре, - высказался Борис Мильграм, - но мы должны что-то и создавать! Для этого необходима концепция культурной политики – как, например, в Пермском крае. Мы поняли, что сегодня надо помогать не художнику, а жителю, потребителю культуры. Закон подчеркивает право каждого на культуру. Но право на культуру есть только для жителей Москвы. Значит, надо всем дать право жить в Москве? Мы в Перми переводим культуру в блок инфраструктуры. И для этого необходима законодательная база.
Вопрос, хотят ли жители Перми культуру в инфраструктуре (особенно ту, концептуальную, вроде гнилых яблок и красных человечков, что насаждается сейчас в городе), Мильграм не затронул. А речь-то идет о критериях! Это четко чувствует Ольга Свиблова. Да, новый закон означает новые деньги. А кому их давать?

- Финансировать надо то, что жизнеспособно, - сказала директор Московского дома фотографии. – Надо открыть глаза и перестать брать на себя вериги того, что не живет. У культуры тоже есть эффективность. По каким критериям необходимо оценивать то или иное учреждение культуры? Например, критерий посещаемости. Если в твой музей или библиотеку никто не ходит, надо его закрыть либо подумать, как сделать его интересным. Но если этот фактор будет единственным, мы погубим культуру. Есть и фактор цены - если культурная услуга поднимается в цене, это тоже хорошо. В самый кризис 2008 года посещаемость Музея фотографии увеличилась! Люди несли туда последние деньги. Есть другой фактор: надо спросить театры, сколько у них в труппе молодых мегазвезд? Есть фактор прессы – сколько пишут статей о твоем учреждении культуры? Каждый грант должен доказать свою эффективность и необходимость.

Немного жестокие в своей рациональности слова московских деятелей культуры прервал глас вопиющего в глубинке. Директор Оренбургской областной научной библиотеки им. Крупской Людмила Сковородко:

- Сегодня открытые общедоступные библиотеки переживают новое рождение. Библиотека, особенно на селе, – и клуб, и церковь, и музей, и теплый дом, куда хочется прийти. Крупные библиотеки сделали прорыв, используют информационные технологии – но посмотрите на какую-нибудь сельскую библиотеку, где нет даже телефона и которая получает две-три книги в год. Мы благодарим разработчиков и надеемся на новый закон: библиотекам в нем уделено много внимания, прописаны гарантии по пополнению фондов и поддержанию их деятельности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру