В музее поселились призраки Дали

Сегодня в ГМИИ им. Пушкина открывается выставка из личного собрания знаменитого сюрреалиста

Московскую выставку Сальвадора Дали музей-театр в Фигерасе — тот самый, что сам художник возвел на руинах старого театра в родном городке — готовил целый год. Зато смонтировали ее быстро, хотя сотрудники музея не просто развесили картины, графику, иллюстрации и фотографии Дали. А попытались воссоздать сюрреалистическую атмосферу музея в Фигерасе. Что из этого получилось, оценил корреспондент “МК”.

Сегодня в ГМИИ им. Пушкина открывается выставка из личного собрания знаменитого сюрреалиста

Прежде чем попасть в залы с произведениями мастера оптических иллюзий Дали, зрителю необходимо пройти под “Призраками Венеции”. Черные фигуры с гигантскими шляпами и в белых масках буквально парят над лестницей, ведущей на выставку. Эти необычные объекты в Москве воссоздал известный театральный художник Борис Мессерер. А впервые мир увидел их на “Восточном балу”, организованном меценатом Палаццо Лабио в Венеции. Это было в 1951 году. Бал назвали “вечеринкой века”. Еще бы, ведь на ней блистали самые известные модельеры того времени: Пьер Карден создал 30 виртуозных фантастических нарядов для гостей, а Сальвадор Дали — свиту для Кристиана Диора. Эта свита и есть призраки Венеции — трехметровые фигуры в маскарадных костюмах. Тогда внутри каждой фигуры помещался человек, и создавалось ощущение, что это гости из другого мира.

Пройдя под призраками, мы попадаем в зал с живописными работами художника. Здесь почти нет хрестоматийных полотен, зато много мастерски выполненных работ разных лет. Вот самая ранняя — кубическая, 24-го года. Совершенно неклассическая работа Дали, представляющая собой геометрические фигуры — сродни метафизической живописи Джорджо де Кирико. Хотя больше отечественному зрителю знакома другая ранняя работа — “Автопортрет с рафаэлевской шеей” (1921 год), которая в 90-е была опубликована на обложке первого издания о художнике в России. Однако тот Дали, которого мы знаем, появился только в 40-х. Свой метод, кстати, художник назвал “параноидально-критическим”. “Систематизация самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям”, — объяснял его сам Дали. На деле это сочетание четкой живописной манеры в духе старых мастеров с фантастическими образами, словно из сновидения. Такова, например, картина “Галлюциногенный тореро”, которая хранится в Америке. На выставке в Москве представлен эскиз к ней.

В музее поселились призраки Дали

В музее поселились призраки Дали

Смотрите фотогалерею по теме

— Это авторский тест, проверка, работает ли оптический обман, — говорит куратор выставки Алексей Петухов. — На фоне строгих античных скульптур лицо испанского тореадора Маколете. Серый аристократический фон художник сопоставляет с лицом героя в цвете.

Стереоскопическим обманом Дали занят и в картине “Гала, созерцающая явление инфанта Карлоса” (1981 год). В ней Дали вступает в диалог с Веласкесом. Образы с картины старого мастера у Дали переносятся на небо, за ними наблюдает Гала, сама похожая на воздушное облако.

Однако художник был занят не только диалогами с художниками прошлого, к мастерству которых он стремился. Но и пытался совместить в своих работах образы и научные, и божественные. Так, в картине “Равновесие пера. Внутриатомное равновесие пера” Дали воспроизводит свое представление о ядерной физике. Выглядит это так: в центре парит рука, а рядом с ней левитируют голова гуся, кусок арбуза и даже полуочищенная картошка… Кстати, художник был уверен, что между наукой и религией есть странная, но четкая связь. Ее он пытается выразить на полотне “Вознесение Цецилии”: покровительницу музыкантов, изображенную в центре полотна, закрывает множество необычных пластичных фигурок.

Конечно, центральным образом для художника остается его единственная и неповторимая русская супруга Гала. Но художник не ограничивается только ее образами. На выставке отдельными разделами представлены иллюстрации Дали. Особый интерес представляют рисунки на тему произведения Сервантеса “Дон Кихот”, иронично и необычно выполненные художником. Другой раздел — это графика, не менее известная, чем живопись сюрреалиста. Но изюминкой выставки остается собрание фотографий, где зритель может увидеть самого художника, его Галу, родственников, а также знаменитостей того времени. Рядом с фотографиями разместился знаменитый диван в форме губ. Это не оригинал, настоящий диван находится в Фигерасе — художник сам вмонтировал его в обстановку комнаты. А комната эта представляет собой лицо знаменитой актрисы Мэй Уэст. Миниатюру этой пространственной инсталляции московский зритель может увидеть, заглянув в коробочку. Такой объект-сюрприз приготовили музейщики для столичной публики.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру