Олег Кулик полетел в Гималаях

А Кирилл Серебренников сфотографировал буддистов

«Ом...» - слышится громкий протяжный звук. Его издает Олег Кулик. Так известный художник в окружении толпы гостей открывает выставку «Сокровища Гиламаев». Проект, посвященные буддизму, гастролирует по России уже десять лет, добрался и до Москвы. Открылся он в двух шагах от Кремля — в арт-центре «Ветошный». 300 экспонатов, созданные в монастырях Индии, Непала, Тибета, Монголии и Бурятии, дополняют две специально созданные для московской премьеры фотовыставки Олега Кулика и Кирилла Серебренникова.

А Кирилл Серебренников сфотографировал буддистов

В просторных залах «Ветошного» стоит пряный запах благовоний. Некоторые гости устроились за столиком, где проходит чайная церемония. Другие бродят он одного экспоната к другому, задерживаясь у каждого на несколько минут. Публика следует совету Олега Кулика, который на открытии не только воспроизвел начало сакральной мантру «Ом», но и предложил зрителям медитировать около экспонатов. Так, уверил художник, проще понять «Учение Просветленного» (как переводится с санскрита буддизм). Сам же художник, давно увлеченный буддизмом, представляет на выставке свою фотографическую серию «Вверх!». Название отнюдь не символическое. На фото художник в компании тибетских монахов действительно стремится к небу, а для того они активно (и даже синхронно) подпрыгивают. Объектив фотографа фиксирует героев в полете. И лучший взлет, безусловно, получился у Олега — на одном из кадров он парит аки птица.

Олег Кулик полетел в Гималаях

Олег Кулик полетел в Гималаях

Смотрите фотогалерею по теме

Рядом с полетами Кулика     фотографии режиссера, а ныне худрука «Гоголь-центра», Кирилла Серебренникова. Он, как и Кулик, бывал на Тибете и из поездах привез не мало фотографий , а для выставки отобрал лучшие и назвал фотоцикл «Скорость зрения». Он рассказывает об атмосфере, в которой живут монахи, их повседневном быте, медитациях... Пейзажи близ того монастыря, где был Кирилл, заметим, великолепные.

В моем архиве несколько тысяч снимков, - говорит режиссер. - Я не профессиональный фотограф, так что следует воспринимать эти фото как мой путевой дневник.

- А что для вас буддизм?

- Радость. Путь к счастью. Учение о том, как помогать людям. Вообще это очень личное.

И вправду личное. Многие гости, которые пришли вместе, бродят по экспозиции поодиночке, вглядываясь в позолоченные скульптуры Будды, маски из металла, дерева и гипса, тибетскую свитковую живопись (тханки), вышивку.

- Так и должно быть, - уверено говорит куратор выставки Светлана Беляева. - Мы вначале думали провести экскурсию, но потом поняли, что в этом нет необходимости. Буддистское искусство должно восприниматься интуитивно. И судя по лицам гостей, они так и происходит.

Светлана давно работает с выставкой «Сокровища Гималаев». Вместе с коллекцией ездит по России. А проект побывал за те 10 лет, что существует, уже в 45 городах. Стартовал в Петербурге в 2003-м, а затем путешествовал в Архангельск, Нижний Новгород, Тулу, Калининград, Ульяновск, Самару, Новосибирск, Томск, Находку... По словам куратора, после Москвы проект отправится на Дальний Восток на полтора года. И вообще, расписание выставки составлено аж на три года вперед.

На выставки есть коллекционные вещи. Но акцент мы сознательно сделали на современном искусстве, чтобы показать насколько произведения, создаваемые мастерами ХХ-ХХI века соответствуют традициям, - рассказывает Светлана. - А ведь каноны очень сложно пронести через два с половиной тысячелетия. Если западные художники всегда подписывают своих работы и пытаются сделать что-то новое, то тибетское искусство безымянное и следует вековым традициям.

- И сам процесс создания произведений религиозного назначения, видимо, отличается от светского подхода?

- Конечно. Каждый художник, перед тем как создать работу, выбирает правильный день в соответствие с тибетским календарем и обязательно медитирует. Канон не жесткий, остает свободу для автора. Так, российские художники, которые учились в Тибете, например, добавляют русские березы или Кремль.

- А кто эти безымянные авторы?

- Мастера из Индии, Непала, Тибета, Монголии и Бурятии. Они уединенно работают в своих мастерских, часто при монастырях. Например, нам посчастливилось познакомиться с первоклассным мастером из Непала, который работает в технике, сегодня редко встьречающейся. Он вышивает тханки. Здесь представлено две его работы. Другой мастер рисует в традиции карма-гадри. В этом сложнейшем стиле рисунок наносится точками, это очень кропотливая работа. Такая техника придает фону прозрачность, а изображению Будды насыщенность. За счет этого изображение выглядит объемным. Такое вот древнее 3D.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру