Стрит-арт фестиваль «MOST» завоевывает городские объекты

Куратор проекта Павел Чвилев: «Уличное искусство возвращает нам эстетическое наслаждение городом»

Проходивший в прошлом году впервые, стрит-арт фестиваль «MOST» показал заинтересованность москвичей, особенно молодежи, в необычном способе преобразования окружающего пространства — посредством баллончиков с краской и кистей. Что тут говорить, в городе появились целые дома, расписанные художниками-граффитистами. Причем, это не самовольное творческое волеизъявление: так креативно здания теперь украшаются с «подачи» самой управы города — так что все легально. «МК» решил тоже не отставать — отправился на «Красный октябрь». Именно там фестиваль «MOST» в больших дозах прививает любовь к уличной арт-культуре.

Куратор проекта Павел Чвилев: «Уличное искусство возвращает нам эстетическое наслаждение городом»

Территория бывшей кондитерской фабрики — головная боль для тех, кто лишь изредка заглядывает на этот «островной аппендикс». Так сразу и не поймешь, в какой из вычурных переулков свернуть. Но вот в одном из дворов наконец обнаруживается жизнь: на небольшой площадке развернулась настоящая художественная мастерская. Тут буквально друг на друге громоздятся небольшие столы со стульями, на которых удобно устроились и художники «по призванию», и художники «по минутному желанию», — свободных мест нет. Кто кистями рисует, а кто прям руками — кунает пальцы, а то и обе ладони в баночки с красками и мазюкает по бумаге. Главное — осторожно лавировать между «пачкунами», чтобы не заляпать себе одежду. А лучшие «мазюкалки» вывешиваются на стену почета, на которой чуть повыше, прямо на глазах, вырисовывается желтая рыбешка — граффитист, стоя на подъемнике, в режиме реального времени равномерно распределяет краску по стене. Это один из проектов-победителей конкурса по благоустройству арт-территории, который устраивали организаторы «MOST». «МК» поговорил с координатором программы фестиваля Павлом Чвилевым, чтобы выяснить, изменилось ли отношение людей к стрит-арту в лучшую сторону или работы граффитистов для них — по-прежнему лишь «хулиганские выходки на заборах».

- Фестиваль проходил в прошлом году впервые. Насколько показателен он был для вас, как организаторов? Сориентировал ли он вас, в каком направлении стоит двигаться?

- Первый фестиваль MOST стал точкой отчета во взаимодействии властных структур и уличных художников: можно сказать, мы проложили символичный мост между двумя заинтересованными в современном благоустройстве города сторонами. Мы считаем что нужное направление в фестивале было заложено изначально, далее будем активно развивать и популяризировать данный вид искусства. Вероятно, это выльется в новую институцию — Культурная урбанистика или Городское искусство.

- Чем программа 2013 г. кардинально отличается от прошлогодней?

- Концепция фестиваля этого года — «Городские трансформации». Мы планируем заложить основы для той самой институции — «Культурной урбанистики» —, начнем развивать такие направления городского искусства как паблик-арт, лэнд-арт и настенные инсталляции, живые граффити из растений, объемные картины на стенах. Вот сейчас площадками фестиваля стали два арт-кластера: «Красный октябрь» и «Artplay», а в течение двух месяцев будет расписано около 15 объектов. Планируется серия встреч с экспертами: художниками, архитекторами, урбанистами, общественными деятелями.

- Европейские художники также активные участники данного проекта. Например, команда граффитистов «ScoreOne» из Германии расписала одно из московских зданий незадолго до открытия фестиваля. Как вы их «заполучили»? Может, отсматривали работы в интернете? Или ребята сами вас нашли?

- Конечно, мы отслеживаем мировые течения в стрит-арте и стараемся работать с художниками со всего мира. Европейские художники, как правило, с радостью принимают наши приглашения, так же как и российские авторы достаточно часто участвуют в европейских проектах.

- Художники присылали вам эскизы на оформление «Красного октября» и «Artplay». Чем руководствуетесь при выборе и кто выберет окончательные варианты?

- В последнее время нам приходит очень большое количество эскизов. Работы отбирает наш экспертный совет, который уже доказал свою компетентность в данном вопросе, также мы советуемся с представителями площадок. Руководствуемся как правило актуальностью и зрелищностью работ, так как считаем что наш город должен становиться интересней и симпатичней.

- Стрит-арт до сих пор многими воспринимается как нечто хулиганское. Но вот совсем недавно в Москве появилась первая легальная площадка для граффитистов «Сахарт». Можно сказать, что ситуация с легализацией данного вида искусства действительно улучшилась?

- Да, ситуация действительно улучшилась. Вообще данный вид искусства сейчас на волне: всё чаще мы становимся свидетелями выставок стрит-арта в галереях. Особенно приятно что нас поддерживают горожане: мы получаем довольно много писем со словами благодарности.

- Сейчас управа города явно идет на контакт: в Москве появились целые дома, расписанные художниками. Как так вышло, что у нас наконец появилось осознание того, что стрит-арт — способ преобразования окружающего нас пространства, причем, в лучшую сторону?

- Есть такое инновационное научное направление, которое изучает взаимодействие человека с визуальной средой — Видеоэкология. Оно рассматривает архитектуру и город в целом с позиции психологии зрительного восприятия. Пока человек большую часть своего времени проводил на природе, проблем не возникало. Процессы урбанизации, рационализации и индустриализации отдалили нас от визуального идеала: искусственно созданная среда перестала доставлять эстетическое наслаждение и породила большое количество социальных проблем. Уличное искусство возвращает нам эстетическое наслаждение городом и все больше жителей крупных городов во всем мире осознают это.

Фестиваль стрит-арта MOST 2013

Фестиваль стрит-арта MOST 2013

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру