Удивительная жизнь Мими Стерн-Вольфи: Она рада, что на ее концертах меньше плачут

СПИД как источник вдохновения музыкальной подвижницы

По профессии она пианистка. По духу Человек с большой буквы, хотя внешне она напоминает застигнутого ливнем воробышка. Да и имя у нее «подходящее» — Мими. Но мал золотник, да дорог. Сейчас ей лет так под восемьдесят. Она возглавляет некоммерческую организацию «Даунтаун мюзик продакшнс». Эта организация дала 20 концертов для детей и 30 для престарелых. И все бесплатно. Контрапункт музыкального подвижничества Мими — политика. Она организовывает концерты из произведений женщин-композиторов с феминистским уклоном, концерты из произведений на тему защиты гражданских прав, концерты из произведений композиторов-жертв Холокоста.

СПИД как источник вдохновения музыкальной подвижницы

В ее квартире, набитой от пола до потолка нотами, висит фотография: Мими на митинге против агрессий во Вьетнаме. В руках она держит плакат, на котором написано: «Брамс, а не бомбы!» Когда вспыхнули протесты под лозунгом «Оккупируем Уолл-стрит», Мими, несмотря на преклонный возраст, немедленно примкнула к этому движению. Она организовала концерт из протестных песен, включая ставшую классической «Браток, можешь не пожалеть десять центов?»

— Я полюбила этих мальчиков и девочек, — говорит Мими Стерн-Вольфи об участниках движения «Оккупируем Уолл-стрит». — Они выражают то, что мы все ощущаем. Это удивительно демократично. Я не настолько демократична как они. Я старомодная демократка.

Политические взгляды и деятельность Мими сильно мешают ее благотворительной деятельности.

— Когда я обращаюсь к благотворительным фондам за помощью и рассказываю им о себе и о своей деятельности, у них глаза начинают вращаться в глазницах. Я извиняюсь, что злоупотребила их временем и ухожу, — рассказывает Мими.

В 1988 году ее близкий друг певец-тенор Эрик Бенсон заболел СПИДом. В то время это была смертельная болезнь, и она унесла жизнь певца. Мими немедленно стала собирать произведения композиторов, больных СПИДом. Некоторые из них были ее друзьями. Первый концерт из их произведений она дала в 1990 году. С тех пор такие концерты стали ежегодным музыкальным и социальным событием. Первый концерт состоялся в ньюйоркском Ист-Виллидже в одной из протестантских церквей. Большинство слушателей составляли мужчины, больные СПИДом, то есть завтрашние мертвецы. Люди открыто рыдали под звуки музыки.

На днях Мими дала свой очередной концерт из СПИДовской серии в церкви «Джадсон Мемориал». Как пианистка она осталась недовольной им, как человек была на седьмом небе от счастья. В аудитории плакавших почти не было. За прошедшие годы СПИД перестал быть синонимом смертного приговора. Врачи-чудотворцы хотя и не победили его, но сковали ее смертельные щупальца.

— Сейчас мои СПИД-концерты не вызывают такого личного, персонального эмоционального воздействия, как в прошлом, — говорит без всякого сожаления и творческого неудовлетворения Мими. — Они уже не носят характер катарсиса. Но более спокойная реакция аудитории более волнительна для меня. Это означает, что мы побеждаем.

Мими не только играла соло, но и аккомпанировала певцам. Затем состоялся просмотр нового документального фильма «Всю дорогу в течение вечера». Автор фильма австралийский режиссер Роан Спонг. Содержание фильма — сериал концертов Мими, посвященных теме СПИДа. Комментируя киноленту, Мими говорит:

— С каждым концертом, особенно начиная с 1996 года, когда были открыты антиретровиральные средства, мой перфоманс всё больше носит характер воспоминания о прошлом, как и другой документальный фильм, представленный на оскаровскую премию — «Как спастись от чумы», или как инсталляция в Ньюйоркском историческом обществе «Первые пять лет», посвященная СПИДу. Молодежь не знает о том странном времени. Но мы, пожилые люди, никогда не забудем агонию приговоренных СПИДом к смерти. Это было ужасно.

Надо сказать, что для искусства СПИД, как это ни странно звучит на первый взгляд, всегда был источником творческого вдохновения. А люди искусства своими произведениями — в музыке, живописи, литературе, — подхлестывали политиков, ученых и врачей. Один из музыкантов, дающих интервью в фильме Спонга, вспоминает: «Первые годы СПИД был годами высокого искусства и низменного секса, годами поэзии и бань для геев, годами оперы и секса в общественных в общественных туалетах»…

Однажды великий Бетховен концентрировал во дворце своего очередного благодетеля, не то герцога, не то графа. Когда Бетховен закончил играть, в зале воцарилась мертвая тишина. Удивленный маэстро отвернулся от клавесина и посмотрел на слушателей. Все они плакали.

— Я артист. Мне нужны ваши аплодисменты, а не слезы! — воскликнул Бетховен.

Так давайте же поаплодируем этой удивительной женщине Мими Стерн-Вольфи, которая посвятила всю себя музыке, а музыку — людям!

Сейчас Мими готовит серию новых концертов. Ее новый противник — рак груди. Победы тебе, Мими!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру