Ужасное место этот Амстердам

Потомок Верди дирижирует в Геликон-опере

8 сентября 2013 в 16:55, просмотров: 3895

Театр Геликон-опера открыл сезон долгожданной премьерой - оперой Верди Бал-маскарад. Долгожданной, потому что утомленные бесконечным ожиданием открытия своей настоящей сцены на Большой Никитской (ее мучительно реконструируют уже долгие годы), вынужденные играть спектакли в антитеатрально-антимузыкальном пространстве на Новом Арбате, геликоновцы в прошлом сезоне ограничились выпуском театрализованных концертных шоу-программ.

Ужасное место этот Амстердам
фото: Геннадий Черкасов

Манкость премьеры еще и в том, что дирижирует оркестром маэстро Симоне Фермане, потомок самого Джузеппе Верди - его прабабушкой была дочь великого композитора. Сыграли здесь роль гены, профессионализм дирижера, его темперамент, приподнятое состояние музыкантов, ощущавших присутствие духа автора или все вместе - не важно. Главное, что оркестр звучал красиво и мощно, бесстрашно преодолевая акустические сложности, вызванные отсутствием оркестровой ямы. Фермане избрал драматургию крупных планов - яркие динамические контрасты, напряженные подходы к кульминациям, сочные звучания в тутти, выразительные соло. Это полностью совпало с режиссерским подходом Бертмана: артисты тоже следовали укрупненному оперному рисунку, где каждое состояние героя должно быть выпукло, подчеркнуто и подкреплено всеми элементами спектакля - от мимики и пластики до платья и прически.

Современные костюмы и лаконичные трансформирующиеся декорации (художники Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный), сложная световая партитура (Дамир Исмагилов), подробное пластическое решение ( Эдвальд Смирнов) - все это вписывается в режиссерскую концепцию весьма нестандартную и убедительную. Граф Рикардо ( Вадим Заплечный) - не привычный лирический герой с красивой теноровой партией, страстно влюбленный в жену своего друга Амелию ( Елена Михайленко), а жестокий и циничный правитель, не привыкший отказываться от своих желаний, в том числе и аморальных. Сцена гадания Ульрики( великолепная актерская и вокальная работа Ларисы Костюк) поставлена очень сильно: толпа бедствующих людей, тщетно ищущих ответа у колдуньи, откровенно презираема Рикардо и его жестокой свитой, напоминающей то ли бандитскую братву, то ли парламетариев. Остроумно придумана история с волшебной травой, за которой Амелия является в некое "ужасное место". Ужасным местом оказывается квартал красных фонарей города Амстердама, а уж что такое волшебная трава, догадаться несложно. Самое забавное, что текст либретто замечательно ложится на эту трактовку - но это вообще принцип Дмитрия Бертмана: как бы он ни играл с сюжетом, на его спектаклях зритель никогда не будет сходить с ума от нессответствия текста и предлагаемых сценических обстоятельств.

В спектакле много удавшихся актерских и вокальных работ. Хорош Максим Перебейнос (Ренато) - красивый тембр и точная, радующая слух интонация. Чего, увы, не всегда хватает Вадиму Заплечному (Рикардо). Анна Гречишкина создала обаятельный образ Оскара - наивное создание с искреннимии чувствами, веселым характером и прекрасной вокальной техникой. На своем месте и Елена Михайленко - настоящая вердиевская героиня с богатым тембром и хорошим вкусом.

Во втором акте чувствительные зрители имеют возможность смахнуть слезу: на сцену выведен сын Амелии - крошечный мальчик Миша Дитковский невероятно органичен и трогателен. На балу герои появляются в масках узнаваемых медийных лиц - Брюс Уиллис, Саркази, принцесса Диана, Обама с Собчак, Черчилль с Тимошенко... Предфинальная сцена идет в необычном акустическом решении: в глубине у самого задника солирующая скрипка, певцы на сцене и оркестр на переднем плане. А сам финал окончательно проясняет месседж создателей спектакля: не обращая внимания на умирающего героя, гости бала кидаются к огромному торту, чтобы урвать свой кусок. В циничном мире любовь - всего лишь похоть, предательство разрушает дружбу, волшебство не более чем наркотик, смерть - ничто в сравнении с куском халявного пирога.



Партнеры