Еще до заседания подхожу к Михаилу Борисовичу Пиотровскому - как музыкального критика меня крайне волнует странная идея Гергиева о создании Центра национального искусства - идея, подвергнутая обструкции со стороны культурного сообщества.
- Была такая же идея объединить все музеи в единую дирекцию под предводительством Эрмитажа, - говорит Пиотровский, - да, идея кажется привлекательной, но смысла никакого не имеет - нельзя все объединять как колхозы, это контрпродуктивно не только организационно, но и психологически - будет напоминать "неправильные времена". По крайней мере, музейщики от этого отказались.
- Что бы вы выделили в число наиболее актуальных проблем в музейной сфере?
- У меня очень простое предложение. Все мы понимаем, что культура должна способствовать целостности России. Но что такое Россия? Необходимо создать единое музейное пространство - это требует не столько затрат, сколько просто внимания. Не просто ради галочки - вот эту выставку мы привезем, здесь выступим, поставим галочку. Нет, надо широко вовлекать в музейную жизнь все регионы России.
- А что мешает?
- Нет системы государственных гарантий страхования. Это проблема, которую весь мир решил, а мы пока нет. Будет система - можно возить выставки повсюду. А без страховки как везти? Тот самый случай, когда нужно волевое политическое решение.
...Также свои волнения по части распространения культуры выразил Евгений Миронов:
- Распалась связь времен. В России масса диких, отдаленных мест, куда луч света не доходит! Не так давно Театр наций совместно с Минкультом провел фестиваль на Северном Кавказе, - так зрители буквально сломали двери в театр! Люди по 20 лет в иных городах живого артиста не видели. Поэтому нужна госпрограмма постоянного вливания культурного десанта по стране, чтоб не было такой чудовищной оторванности. Речь идет не о разовых антрепризах - нет, это все мыльные пузыри, надо это делать регулярно!
- Как считаете, а наш театр в достаточной степени представлен на Западе?
- У нас есть лубочный опыт - матрешки, хор, "Лебединое озеро", - это все прекрасно, но это осталось в анекдотах о нашей стране. Сейчас-то уже новое мощное поколение! Его интересы нужно лоббировать. Почему Гете-институт лоббирует интересы Германии у нас, а мы этого не делаем? Ну перестали приглашать западные фестивали российские театры, мы им неинтересны. Но надо бороться, а не вариться в своей кастрюле.
***
Итак, по итогам заседания стало понятно, что будет разработана концепция государственной культурной политики. Владимир Путин в своей речи определил главный вектор - убрать культуру из периферийных сфер.
- Увы, практика отношения к культуре по остаточному принципу оказалась очень живуча. Надо понять, что культура - не сфера развлечения. Не надо загонять ее в прокрустово ложе статистических данных. Кроме того, не надо замыкаться в консерватизме, нужно идти вперед!
Путин уделил особое внимание образованию: "алгебру можно изучить только в аудитории, а изучить искусство лишь по рассказам учителей нельзя - надо ходить школьникам на выставки и на концерты".
Интересное предложение высказал Денис Мацуев; дело в том, что недавно умер внук Рахманинова, и теперь оставшиеся родственники могут пустить с молотка уникальный архив, личный инструмент композитора, саму усадьбу "Сенар" в Швейцарии.
Денис предложил Российской федерации выкупить эту судьбу, дабы сохранить в целостности наследие Сергея Васильевича.
Путин ответил: "я посмотрю, что здесь можно сделать", предварительно уточнив, что это может стоить около 20 миллионов франков. Выступление секретаря Совета по культуре Владимира Толстого также было весьма эмоциональным - культуре обидно себя осознавать золушкой в собственном государстве.
- Да, она самая настоящая падчерица. Ну как так, если из федерального бюджета на культура тратится всего 0,7 процента? Вот и получаем, что нынешнее поколение презирает прошлое и настоящее своей страны и не связывающее с ней своего будущего.
Шахназаров вообще заявил, что "ощущение такое, будто мы присутствуем при конце цивилизации читающих и рождении цивилизации смотрящих".