Явление органа на Лубянке

Куратор нового фестиваля Елена Привалова: «Где вы еще услышите итальянские редкости XVII века?»

04.10.2013 в 12:40, просмотров: 2399

Сегодня, 4 октября в Москве на Малой Лубянке, 12 рождается новый органный фестиваль. Орган — это тонко, модно и гигиенически полезно: профессиональное органное звучание будто оттачивает в человеке все настройки, орган как никакой другой инструмент способствует привитию вкуса в искусстве... тем более, когда классные музыканты играют на инструменте Beushet Debierre (XIX в.), стоящего на хорах в Храме Св. Людовика Французского. Платная парковка в наличии.

Явление органа на Лубянке
Елена Привалова. Фото: organconcert.ru

Конечно, и до этого дня в Храме Св. Людовика время от времени давались органные концерты, хотя с постоянными фестивалями больше ассоциировались Собор Непорочного Зачатия на Малой Грузинской, музей им. Глинки, Светлановский зал Дома музыки... так что, широкая меломанская тропа сюда торится впервые: дело в том, что «Святой Людовик» долгое время был единственным католическим храмом, действовавшим постоянно со дня постройки, и, собственно, в служении была его главная миссия.

Теперь же известная московская органистка Елена Привалова (ранее основавшая симпатичный летний фестивальчик в Кусково) зовет лучших из лучших исполнителей на серию концертов под общим названием «Золотой век».

— Орган Beushet Debierre очень любопытный, — рассказывает Лена «МК», — состояние очень хорошее, за ним следит титулярный органист Тимур Досаев; в органе около 30 регистров, тысяча труб, два мануала плюс полная педаль, — для столь камерного пространства (240 мест) — вполне достаточно. Орган соответствует великолепной акустике храма, в нем много красивых регистров, — короче говоря, он здорово звучит как в ансамблях, так и сольно, что мы и собираемся использовать в полной мере.

...В первый фестивальный год концерты пройдут с очередностью раз в неделю (всего их будет четыре), но программы подобраны с особой тщательностью.

— Откуда взялось название «Золотой век»?

— Ну во-первых, мы ждали «золотой осени», которая нас немножечко подвела — надеюсь, бабье лето еще впереди. А во-вторых, «Золотым веком» именуется главный участник форума — известная барочная капелла (худрук Александр Листратов), по сути, ведущая в стране по владению исторической интерпретацией. Кстати, сегодня на открытии к капелле присоединится один из лучших в мире исполнителей на барочной трубе Евгений Яцук (проживает в Германии).

Фото: concert-stlouis.ru

...Капелла «Золотой век» также закроет фестиваль 25 октября необычным концертом для органа и струнных, причем солировать будут «штатные» клавишники — Алексей Шевченко и Мария Успенская, которые играют как на органе, так и на клавесине. В какой-то момент к ним присоединится и худрук феста г-жа Привалова.

— Какая идеология заложена в начинку форума?

— Надо сказать, что во все вечера мы представляем ансамблевую игру, хотя именно 11 и 18 октября прозвучат произведения только для органа-соло. Почему мы сделали ставку на ансамблевые сочинения? Да просто потому, что они были популярны в эпоху барокко. Да-да, орган уже тогда не всегда был сольным! А что до программы открытия, — прозвучат итальянские редкости от XVII века до наших дней.

...И вправду — когда вы еще послушаете Падре Давида из Бергамо, Джованни Саммартини, Джузеппе Тартини? Вивальди тоже прозвучит, но на нем-то свет клином не сошелся.

— Увы, как часто бывает, опусы Перрони, Торелли, Тартини могли стать музыкальными шедеврами, — продолжает Елена, — но на сей день они малоизвестны. И в этом их единственное отличие. Дело случая. Но все вышеперечисленные наравне с Вивальди относятся к первому эшелону композиторов той эпохи.

...Программа 11 октября — сплошь хиты, легко воспринимаемые как органофилами, так и новой публикой (заняты Елена Привалова, Фатима Лафишева (барочная скрипка), Евгений Федорков (блокфлейта)); а 18-го пред нами предстанет трио из барочного виолончелиста Александра Листратова, победительницы конкурса им. И.С. Баха в Лейпциге Марии Успенской (клавесин) и Алексея Шевченко (орган), — дают программу «Музыкальные вершины Иоганна Себастьяна Баха» из Прелюдии и фуги ми бемоль мажор и Пассакалии до минор.

— И под занавес, 25-го прозвучат произведения, напрямую связанные именно с Храмом Св. Людовика: дело в том, что здесь служил (в качестве главного органиста) Александр Федорович Гедике (а до этого в храме работал его отец). Поэтому вы услышите Концерт для органа и струнных (опус 35) Александра Гедике, а также те произведения, которые не могли здесь не звучать во времена Гедике — концерт ре минор Баха и концерт ре мажор Иоганна Готфрида Вильгельма Пальшау, — последний был учеником ученика Баха, Пальшау по сей Европе называли «Северным Бахом», он считался последним хранителем старой полифонии. Так что подход у нас, как видите, не музыковедческий, а музыкально-архитектурный. Приглашаем!

Цены, кстати, вполне демократичные; а детям вход вообще бесплатно.



Партнеры