В Пушкинском музее зазвучат ритмы моря

Здесь покажут коллекцию композитора Бенджамина Бриттона, приурочив событие к 100-летию маэстро

15 октября 2013 в 15:31, просмотров: 1731

Бенджамин Бриттон, который считается самым исполняемым в мире британским композитором XX века, был не только виртуозным музыкантом, но и увлеченным коллекционером. Вместе со своим ближайшим другом — талантливым тенором Питером Пирсом — Бриттен собрал большую коллекцию артефактов искусства. Теперь ее покажут в Пушкинском музее в рамках Сезонов, посвященных композитору. На выставке «Художественный мир Бриттена» побывал «МК».

В Пушкинском музее зазвучат ритмы моря
Фото: arts-museum.ru

В выставочном зале приятный полумрак, из динамиков льются фрагменты кантат, сонат и концертов Бенджамина Бриттена — виртуозного пианиста, дирижера, композитора, родоначальника новой английской оперы. К его 100-летию Пушкинский музей собрал удивительную коллекцию: 25 картин из Красного дома в Олдсборо (что на юго-востоке Великобритании), где жили Бриттен и Пирс. А в центре экспозиции за стеклянными стенками — архивные документы, письма телеграммы. Все то, что лишний раз подтверждает крепкую связь композитора с Россией. Ведь в этом году не только 100-летний юбилей Бриттена, но и ровно 50 лет с его первого визита в Советский Союз.

- Мне удалось побывать в городке на берегу моря, где был домик Бриттена, - рассказывает бывший директор музея, а ныне его президент, Ирина Антонова. - Поэтика и ритмы моря ощущаются в его сочинениях. Но каково же было мое удивление, когда я вошла в церковь и увидела в таком сакральном месте стенд с изображениями Рихтера, Ростроповича, Галины Вишневской!

Действительно, Россия всегда была особенной страной для Бенджамина Бриттена: Шостакович, Рихтер, Ростропович и Галина Вишневская были близкими друзьями композитора. Еще в детстве Бенджамин писал в дневнике, что музыка Чайковского его поразила. Позже Бриттен написал сонату специально для Мстислава Ростроповича, а Галине Вишневской подарил парию сопрано в знаменитом «Военном реквиеме». Кстати, на выставке показывают восторженную телеграмму Ростроповича, где он называет себя «горячим почитателем» Бриттена.

Фото: arts-museum.ru

- Экспозиция поделена на две части, - объясняет куратор выставки Кэролайн Хардиг. - В художественной — полотна ХIХ века, которые Бриттен собирал в течение многих лет. В архивной – документы, которые отражают дружбу и отношения Бриттена с великими музыкантами России.

Бенджамин Бриттен не был коллекционером в профессиональном смысле слова: ему бесконечно дарили полотна и эскизы декораций к его операм, и композитор бережно их сохранял. А вот его друг, Питер Пирс, увлеченно скупал произведения мастеров самых разных стилей — от Джона Констебля до Макса Эрнста. На выставке — и коллекция Пирса, и дары, которые преподносили Бриттону. Среди последних — полотна Джона Пайпера, который создал декорации для почти всех произведений Бриттена. Одно из самых ярких творений Пайпера здесь — интерьер собора Св.Марка в Венеции, который представляет собой часть декорации к опере композитора «Смерть в Венеции».

- Своеобразное одиночество и медитативная музыкальная нота — вот то, к чему мы хотели привести посетителя нашей выставки, - говорит директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Фото: arts-museum.ru

Действительно, успокоение и задумчивость охватывают при взгляде на небольшие картины из Красного дома Бриттена. На многих из них — море. Бурное, тихое, пологий пляж и песчаная коса. То, что Бриттен и Пирс видели каждый день. Теперь атмосфера, окружавшая великого композитора, перенеслась в Россию вместе с 1,5 тысячами его личных вещей.

Но выставка в Пушкинском музее — не единственное торжество в честь композитора. «Сезоны Бенджамина Бриттена в России» до декабря будут представлять концерты, лекции, документальные фильмы и мастер-классы для музыкантов. «Художественный мир Бриттена» в Пушкинском — выставка, которая говорит, что память о композиторе не ограничивается только его музыкальным наследием. Как замечает директор Фонда Бриттена-Пирса Ричард Джарман: «Чтобы понять Бриттена, важно узнать о нем все. Но не как о музыканте, а как о человеке».



Партнеры