Sotheby`s открыл русские торги триумфом Фешина,

а Christie’s — Машкова и Лентулова

26 ноября 2013 в 19:32, просмотров: 2825

Русские торги в Лондоне традиционно открыл аукционный дом Sotheby's. Суммарная выручка его вечерних и утренних аукционов составила около 10 миллионов фунтов стерлингов — дом показал хороший результат, но он был бы еще значительнее, если два топ-лота (полотна Роберта Фалька и Петра Кончаловского) не ушли еще до старта торгов. На Christie’s, принявшим эстафету у своего основного конкурента, подобных сюрпризов не произошло, соответственно, и суммарная выручка оказалась больше, она составила 16, 873 миллионов фунтов.

Sotheby`s открыл русские торги триумфом Фешина,
фото: Наталия Губернаторова

Итак, главная сенсация Sotheby's произошла еще до старта торгов. Две картины — портрет кисти Роберта Фалька "Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая" и монументальное полотно Петра Кончаловского "Семейный портрет" — купил неизвестный российский коллекционер. Собиратель заплатил за работы суммы, в несколько раз превышающие предварительные оценки. Известно, что за полотно Кончаловского он отдал 4,68 миллиона фунтов стерлингов, тем самым установив новый рекорд на произведения этого художника. Прежний рекорд держался за картиной «Мальвы» с 2007 года, проданной за 1,036 миллионов фунтов стерлингов. Сумма, за которую тот же собиратель выкупил полотно Роберта Фалька, не называется, однако известно, что она превысила заявленную оценку 2,5-3,5 миллиона фунтов стерлингов.

Кстати говоря, эта редкая работа Фалька — не единственная на русских торгах. 27 ноября Bonhams выставит на аукцион портрет "Женщина в лиловом", на котором художник запечатлел свою первую жену Елизавету Потехину. Эстимейт лота составляет 1-1,5 миллиона фунтов, и можно не сомневаться, что за нее развернется борьба, ведь у произведения, столько важного в творчестве художника, безупречный провенанс.

Но вернемся к результатам первого дня. Нет сомнений, что работы Фалька и Кончаловского и на аукционе Sotheby's ушли бы за приличные суммы, однако, раз лоты выкупили заранее, на первые план вышла работа Николая Фешина — художника в равной степени ценящегося как в США, так и в России. «Обнаженная», находившая в коллекции голливудского актера Джорджа Монтгомери, а после его смерти попавшая в Художественный музей Палм-Спрингс (Калифорния), изначально оценивалась 500-700 тысяч фунтов стерлингов, но после оживленного торга ушла с молотка за 1, 258 миллионов фунтов стерлингов. Немногим меньше отдал покупать другого топ-лота — масштабной картины "Потерпевший кораблекрушение (Римский нищий)" Генриха Семирадского, многие работы которого не сохранились, в том числе его фрески в разрушенном Храме Христа Спасителя. Знаковая работа одного из крупнейших представителей позднего академизма была продана за 1,082 миллионов фунтов стерлингов при эстимейте в 1–1,3 млн.

Утренние торги Sotheby's также вызвали интерес коллекционеров. Самым дорогим лотом стало полотно Ильи Кабакова «Праздники №6», которое было продано за 962,5 тысяч фунтов стерлингов при эстимейте 800 тысяч — 1,2 миллиона фунтов стерлингов. Остальные лоты, правда, хоть и уходили с молотка в разы дороже предварительных оценок, не превысили планки в 200 тысяч фунтов.

Стабильный результат показал и аукционный дом Christie’s, выручивший на аукционе «Шедевры русского искусства» 16, 873 млн. фунтов стерлингов. Фаворитами торгов, как и ожидалось, стали работы Ильи Машкова и Аристарха Лентулова. За «Купальщиц» кисти Машкова покупатель заплатил 4,1 млн. фунтов стерлингов и это при том, что торги начинались с ценовой отметки в 600 тысяч фунтов. То, что за работу Машкова, развернулась нешуточная борьба, нисколько не удивительно, ведь эта картина в 1910 году участвовала в первой выставке легендарного художественного объединения «Бубновый Валет» и больше ста лет после этого не показывалась на родине. Картина Лентулова «Церковь в Алупке», на которой изображен храм святого Архистратига Михаила в Крыму, также демонстрировалась на выставке объединения «Бубновый валет». Топ-лот ушел за рекордную для произведений художника сумму — 2,098 миллиона фунтов стерлингов. Однако борьба за него развернулась не столько жаркая, как за работу Машкова: за пределы эстимейта, верхняя планка которого составляла 2,2 миллиона фунтов, окончательная цена на картину так и не вышла.

Помимо первой серии торгов русской живописью, интерес коллекционеров вызвал и аукцион декоративно-прикладного искусства Christie’s. Неизменным спросом пользовались изделия Фаберже. Случился на аукционе и мировой рекорд — редкая советская фарфоровая ваза ушла с молотка за 422,500 тысяч фунтов стерлингов.

Словом, русская неделя стартовала неплохо. Русское искусство пользуется популярностью как у отечественных собирателей, так и у зарубежных. И то, что состоятельные люди продолжают вкладывать деньги в искусство говорит о стабильном состояние мировой и российской экономики. Однако и сногсшибательных рекордов на русской неделе пока не произошло — это связано не только с предложениями аукционных домов (по-настоящему мощных вещей все же единицы и их все раскупили), но и с тем, что постепенно центр коллекционерской активности начинает перемещаться в Россию.

Мария МОСКВИЧЕВА.



Партнеры