Лепил А. Опекушин

28 ноября исполняется 175 лет со дня рождения автора памятника Пушкину в Москве Александра Опекушина

27 ноября 2013 в 16:42, просмотров: 4830

Несмотря на огромную известность — биографию художника мы приводим ниже, в рубрике «Из досье «МК» - Александр Опекушин редко фотографировался. А главный снимок нашего материала, который, мы уверены, произведет на вас впечатление — где скульптор запечатлен на фоне своего произведения, памятника Александру III - пожалуй, единственный.

Лепил А. Опекушин
Опекушин в своем рабочем кабинете. 1914 г.

Александр Михайлович не был по настоящему публичным человеком - предназначение свое видел в труде, а по сему работал в мастерской в Петербурге с раннего утра до позднего вечера. Кстати, позировал он фотографу сразу после отливки фигуры Императора на петербургском заводе Морана - прежде всего для того, чтобы, попав в печать, это фото помогло читателям представить, что означают слова: «фигура императора – вышиною около пяти натур»! И я, впервые увидев этот снимок в журнале «Искры» за 1912 год, поначалу даже не разглядела на нем Опекушина…

Александр Михайлов Опекушин (бывший крепостной помещицы Екатерины Васильевны Ольхиной) с особым благоговением относился к Александру III. И с огромным желанием откликнулся на призыв принять участие в конкурсе проектов памятника сыну Царя-освободителя. Работа над монументом продолжалась почти двенадцать лет. Причиной тому были разные обстоятельства, в том числе и такое - голову Александра III для монумента Опекушину пришлось лепить дважды: готовая голова царя выскользнула из рук рабочего и разбилась на кусочки. «Дело в том: формовкой статуи лепщики меня замучили, вместо трех месяцев, как обещали, тянут восемь… Да в добавление варвары разбили голову царя и с короною вдребезги – приходится лепить новую», жаловался Опекушин в письме своему брату Константину в Рыбницы.

Александр III

Памятник Александру III был открыт в Москве 1912 году, возле храма Христа Спасителя. В 1913 за эту работу Опекушину были пожалованы пожизненная пенсия в размере 3000 рублей в год и чин действительного статского советника, дававший право на потомственное дворянство. Однако скульптору недолго довелось попользоваться этими благами: после революции деньги, которые он хранил в Госбанке, были аннулированы, собственный дом на Каменноостровском проспекте, 52 отошел советскому государству, семье Опекушина было оставлено лишь несколько комнат. Демонтирован был и монумент Александру III.

В 1919 году Александр Михайлович с дочерьми, спасаясь от холода и голода, уехал на родину в Ярославскую губернию. В марте 1923 года скончался от воспаления легких. Похоронен в селе Рыбницы возле Спасской церкви, где в 1838 году был крещен.

Рыбницы. Музей А.М. Опекушина. Лето 2010 г. Фото: Ольга Давыдова

В прошлом году на деньги ярославского спонсора, пожелавшего остаться неизвестным, на могиле Опекушина наконец-то установлено надгробие, достойное автора памятника Пушкину в Москве.

«Великому скульптору от благодарных потомков» - написано на нём.

Из досье «МК»

Александр Михайлович Опекушин родился в небольшой волжской деревушке Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии 28 ноября 1838 года в семье крепостных.

В 12 лет вместе с отцом уехал в Петербург, где окончил Рисовальную школу общества поощрения художников. Дальнейшее образование получал под руководством скульптора Давида Ивановича Иенсена в его мастерской на Карповке. Затем как вольноприходящий ученик под руководством Иенсена занимался в Императорской академии художеств.

В 1872 году за статую Петра I и бюст старшего сына Александра II цесаревича Николая удостоен звания академика скульптуры.

Опекушин - автор памятников Пушкину в Москве, С.-Петербурге, Кишиневе (Молдавия) и подмосковном Остафьево; Лермонтову в Пятигорске, ученому Карлу Бэру в Тарту (Эстония), генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (восстановлен в 1992 г.); сахарозаводчику Ивану Харитоненко в г.Сумы (Украина, восстановлен в 1996 г.), мраморной статуи Екатерины II в Москве (музей-заповедник «Царицыно»). По моделям Опекушина было выполнено большое количество памятников царю-освободителю Александру II, в том числе в Астрахани, Кишиневе, Владимире, Пскове, Рыбинске…. Самый знаменитый из них – в Московском Кремле (1898 г.). К сожалению, все они после октябрьской революции были свергнуты с пьедесталов.

Могила скульптора в Рыбницах. Фото: Ольга Давыдова

Декоративные группы и скульптуры, выполненные по моделям Опекушина, украшают фасады многих зданий. Среди них дом, известный москвичам как Елисеевский магазин (Тверская, 14), и особняк Викулы Елисеевича Морозова в Подсосенском переулке, 21. Шесть аллегорических фигур, олицетворяющих промышленность, торговлю и земледелие, на фасаде Госбанка (ныне Сбербанк России, Неглинная, 12); горельефы «Промышленность» и «Торговля» - на фронтоне Биржи (ныне Торгово-промышленная палата, Ильинка, 6); скульптуры Платона и Аристотеля на фасаде бывшего лицея цесаревича Николая (ныне Дипломатическая академия МИД, Остоженка, 53/2); дворцов Белосельских-Белозерских, Кантемира и Дома Кочневой (ныне «Петербург-концерт») в Петербурге.

В 1894 году Александр Михайлович был избран действительным членом академии художеств и состоял им более 20 лет.

Свержение памятника

Около 70 лет Опекушин прожил в городе на Неве. Имел собственный дом на Каменностровском проспекте, 52, рядом – мастерскую (оба здания отмечены мемориальными досками).

Осенью 1919 года, спасаясь от голодной смерти, скульптор с семьей уехал на родину. 4 марта 1923 года он скончался от воспаления легких. Похоронен возле Спасской церкви села Рыбницы, где в 1838 году был крещен.

В 1972 году на могиле скульптора была установлена скромная надгробная мраморная плита с лаконичной надписью: «Скульптор академик Опекушин Александр Михайлович. 1838-1923». 15 июля 2012 года ее сменило новое надгробие, выполненное на деньги ярославского спонсора, пожелавшего остаться неизвестным. Памятник из полированного черного гранита представляет собой гранитную плиту со стелой, которую венчает крест. На горизонтальной плите надпись: «Великому скульптору от благодарных потомков».

Память скульптора живет в творчестве его современных коллег – лауреатов учрежденной в 1993 году губернатором Ярославской областной премии имени А.М. Опекушина «За достижения в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве». Имя Опекушина носит одна из улиц Ярославля, а также астероид 5055, открытый 13 августа 1986 года астрономом Людмилой Ивановной Черных. В Рыбницах, бывшей лепной школе, носившей имя Опекушина, создается Дом-музей скульптора (филиал Ярославского художественного музея).

28 ноября в день рождения скульптора в Ярославском художественном музее пройдет торжественный вечер, посвященный 175-летию со дня его рождения. Состоится премьера документального фильма «Александр Михайлович Опекушин».

Более подробно о жизни и творчестве скульптора можно прочитать в книге Ольги Давыдовой «Лепил А.Опекушин», изданной Историко-культурным центром «Вятское» в 2013-м году в Ярославле.

Ольга ДАВЫДОВА.

Фото автора и из архива автора.

 



Партнеры