Как в Лондоне русским искусством торговали

«МК» подводит итоги завершившейся в Англии недели отечественного искусства

2 декабря 2013 в 16:16, просмотров: 2664

Вот и завершилась очередная аукционная неделя русского искусства в Лондоне. C понедельника все внимание коллекционеров было приковано к торгам четырех аукционных домов: Sotheby’s, Christie’s, Macdougall's и Bonhams. Не сказать, что они были богаты на сенсации и рекорды, но не обошлось и без сюрпризов. Суммарная выручка по четырем домам составила примерно 55,5 млн. фунтов. Так что отсюда вытекает следующий вывод: коллекционеры по-прежнему готовы выкладывать немалые средства за предметы русского искусства, и оно все также пользуется спросом: как у отечественных собирателей, так и у зарубежных. Можно сказать, что торги прошли ровно: многие лоты ушли за суммы, не превышающие их эстимейты.

Как в Лондоне русским искусством торговали
Иван Айвазовский «Прогулка на закате»

Аукционный дом Sotheby's можно назвать рекордсменом: за два дня он «наторговал» на более, чем 24 млн. фунтов (включая итоги как четырех раундов торгов, так и сделку с русским коллекционером, который до начала аукционной недели успел прихватить себе работы кисти Роберта Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» (1917г.) и монументальное полотно Петра Кончаловского «В мастерской. Семейный портрет» (1917 г.). Значительно превысила предварительную оценочную стоимость картина Николая Фешина «Обнаженная: при эстимейте в 500-700 тыс. ее передадут новому хозяину за 1,26 млн. фунтов. «Потерпевший кораблекрушение /Римский нищий» Генриха Семирадского (многие работы которого не сохранились, как например, его фрески в разрушенном Храме Христа Спасителя) тоже стал одним из самых дорогих лотов, уйдя с молотка за 1,08 млн. фунтов (эстимейт 1–1,3 млн. фунтов). А настоящим открытием этого аукционного дома стала пара огромных по размеру ваз Императорского фарфорового завода эпохи Николая I, на которых воспроизведены голландские жанровые картины из коллекции Эрмитажа: они были проданы за 2,2 млн. фунтов (при оценке в 2-2,5 млн). Таким образом Sotheby's достиг максимальных показателей по продаже русского искусства за последние пять лет. Стоит отметить, что более половины лотов ушло с молотка за суммы, превышающие их предварительные эстимейты.

Борис Кустодиев "Венеция", 1922 г.

Торги этого дома были примечательны и тем, что в рамках недели русского искусства он впервые в истории провел аукцион современного искусства России и Восточной Европы. На рекорд претендовала работа Ильи Кабакова «Праздники No. 6» (0,8-1,2 млн фунтов), но обошлось без сенсаций: она была продана за сумму, не превышающую эстимейт — 962,5 тыс. фунтов.

Christie’s собрали урожай «поскромнее» — 16,8 млн. фунтов. Как и ожидалось, одним из рекордсменов торгов этого аукционного дома, открывших русскую неделю, стала картина «Купальщицы» Ильи Машкова. Оцененная в 600-800 тыс. фунтов, — она была продана за 4,1 млн. фунтов, превысив верхнюю границу эстимейта в пять раз. Картина авангардиста Аристарха Лентулова «Церковь в Алупке», на которой изображен крымский храм Архангела Михаила, также стала «работой-миллионником»: она ушла с молотка примерно за 2,1 млн фунтов, став таким образом самым дорогим полотном художника. Среди других работ, вызвавших интерес у коллекционеров, оказались: «Портрет детей художника Константина и Ольги» Константина Маковского ( 250-350 тыс фунтов), проданный за 0,5 млн. фунтов, Виктор Васнецов «На страже» — 338 тыс. фунтов (превышение верхней границы эстимейта на 138 тыс. фунтов). Работа Айвазовского «Прогулка на закате», уйдя с молотка за 782,5 тыс. фунтов, превысила установленный эстимейт на 200 тыс. фунтов. Своеобразный рекорд установила и картина Александра Бенуа «Парад императора Павла перед Михайловским дворцом»: при предварительной оценке в 50-60 тыс. фунтов она ушла с молотка за 482,5 тыс. фунтов.

Алексей Саврасов "Изба в заснеженном лесу", 1888 г.

Аукционный дом Macdougall's (единственный дом, целиком и полностью специализирующийся на русском искусстве) «наторговал» на 8,7 млн. фунтов. Это 490 лотов, 5 из которых по суммам, вырученных с их продаж, установили мировые рекорды. Мы укажем «топ-три» самых дорогих лотов этих торгов. Начнем с почетного первого места: неожиданным лидером стала картина Николая Дубовского «Благовест» — она ушла с молотка за красивую сумму в 777 тыс. фунтов (вдвое превысив предварительный эстимейт и став мировым рекордом для этого художника). Работа Бориса Кустодиева «Венеция» (1922 г.) продана за 751 тыс. фунтов (эстимейт 480-700 тыс.). Магическое по своей красоте полотно Алексея Саврасова «Изба в заснеженном лесу» ушло к новому владельцу за 672,6 тыс. фунтов. Что до картины Леона Бакста «Купальщики на Лидо» (500-700 тыс. фунтов), на которую владельцы аукционного дома возлагали большие надежды, то ее продажа не стала сенсацией: она была продана за сумму, не выходящую за границы эстимейта — 623 тыс. фунтов.

Касса аукционного дома Bonhams оказалась самой маленькой — 5,8 млн. фунтов. Самый большой вклад в нее сделали работы Николая Рериха «Канченджанга» (продана за 1,1 млн. фунтов) и Роберта Фалька «Женщина в лиловом» — 1 млн. фунтов.



Партнеры