На non-fiction открыли короткий путь к чтению: итоги книжной выставки

Ярмарка интеллектуальной литературы представила книги на любой вкус и цвет

2 декабря 2013 в 19:14, просмотров: 2220

Когда читатель полностью перейдет на «цифру»? Каких писателей Россия вырастила и благополучно забыла? Кого читают, как часто и через сколько страниц бросают неинтересную книгу? Пробежавшись по бесконечным площадкам non-fiction-2013, «МК» получил ответы на все эти вопросы и составил свою картину мира современной литературы.

На non-fiction открыли короткий путь к чтению: итоги книжной выставки
фото: PhotoXPress

Ко входу в ЦДХ протолкнуться невозможно – очередь за билетами протянулась от проезжей части на Крымском валу. Парковка, хоть и платная, переполнена, в гардеробе – аншлаг. Даже невооруженным глазом видно, что к прошлогоднему рекорду посетителей (12 000 человек) уже приблизились.

Посмотреть действительно есть на что – с 11 до 19.00 на 8 площадках и на стендах издательств, которых около 300, проходят встречи, дискуссии, мастер-классы, презентации и куча преинтересных событий.

В среду, например, издательство «Слово» заявило о своих исключительных правах на публикацию 66 писем Пушкина, включенных в 11 томов собрания сочинений. Как мы знаем, «солнце русской поэзии» не отличалось праведным образом жизни: Александр Сергеевич истинный ценитель дамских ножек, затянутых в перчатки ручек ну и так далее. Но кроме того еще и любитель крепкого словца в речи – и устной, и письменной. Впервые собрание сочинений Пушкина без купюр и цензуры выпустили аж в 1911, но совершенно мизерным тиражом – около 10 экземпляров для профессоров Императорской академии наук. Поэтому сегодня, дабы избежать массовой спекуляции на письмах, в которых без купюр представлено все богатство пушкинского языка, печатать их можно будет только с разрешения «первопубликатора».

Еще одно «собрание писем», которое представили на non-fiction – письма Андрея Платонова, впервые собранные в одном томе под заголовком «Я прожил жизнь…». После долго разговора о Платонове и официальной литературе 1920-х годов в Авторском зале началась следующее обсуждение – забытых имен из 20-х. Наталья Перова рассказала слушателям про тех, чье наследие не продвигали «литературные вдовы». Дорошевич, Мариенгоф, Кржижановский – эти писатели сталкивают, по мнению модератора встречи, Горького с парохода современности. И ту начинается рассказ о несчастном Власе Дорошевиче, которого мать-аристократка оставила в гостинице завернутым в пелёночку, с запиской «Прошу назвать в честь Блеза Паскаля». Выясняется, что таких, как Дорошевич, немало. Зигмунд Кржижановский, например, - это «более сложный и интеллектуальный Булгаков». Целый ряд писателей земли русской был уважаем современниками, позже, в советское время, их печатали в литжурналах. Но народ был так увлечен хлынувшим из-за границы потоком западного постмодернизма, что просто проглядел эти имена… Теперь, когда они открываются, говорит Наталья Перова, можно переписывать историю русской литературы XX века.

Пока в Авторском зале говорят об истории литературы, в зоне семинаров проводят революцию в сознании читателя – производители электронных ридеров создали новый интернет-сервис «для тех, кто читает». И для наглядности продемонстрировали статистику: люди, у которых есть ридеры, проводят за чтением 90 дней в году и читают, в среднем, 150 слов в минуту. Вообще, когда электронная книжка появляется у среднего читателя в первый раз, он закидывает туда гигантскую библиотеку – порядка 1200 книг – а в первый месяц пользования ридером добавляет еще 16 произведений. И из всей этой свалки умудряется начать 30 книг, а дочитать до конца – только 9. Поэтому, чтобы люди знали, что они хотят прочитать на самом деле, сервис ReadRate предусмотрительно подкинет им «звездные рейтинги», советы от друзей и новости из книжного мира. Ну и, заодно, позволит цитировать и «лайкать» книги, не выходя из ридера. Создатели проекта решили, что таким образом путь к чтению станет гораздо короче. И хотя соц-сеть для читателей будет предлагать им купить книжку в бумажном варианте, переход на цифровое чтение все ближе и ближе…

И хотя новые книжки с E-ink-овскими чернилами зрение не портят, детишкам полезнее нормальные книжки с цветными картинками. На non-fiction под такие отведен целый 3 этаж, а параллельный проект ярмарки (на антресольном этаже) покажет самые лучшие картинки из детских книг. Выставка иллюстраций «Что за прелесть эти сказки» будет открыта не до 1 декабря, как non-fiction, а до 16-го. Самое интересное, что все картинки висят перед детскими глазами – на уровне пояса взрослого человека. Здесь и «Сказка о царе Салтане», проиллюстрированная одним из лучших художников-«сказочников» Иваном Билибиным, и «Садко» и космический Китеж-град, не просто иллюстрации, а целые полотна Александра Бубнова к «Борису Годунову», русским балладам, комические и яркие картинки Митурича – смешные и серьезные, живые воплощения сказочных сюжетов

Одним словом, 15-я non-fiction открыла множество путей к книге – бумажной и электронной, детской и взрослой, но в любом случае – интеллектуальной.



Партнеры