Француженка Лор Прувос стала обладательницей премии Тернера

Самая престижная британская премия в области современного искусства огласила победителя

3 декабря 2013 в 10:58, просмотров: 4259

Француженка Лор Прувос стала лауреатом самой престижной британской премии в области современного искусства. Видеоинсталляция под названием «Wantee», посвященная чаепитию с воображаемым дедушкой художницы, приглянулась жюри больше всего. Помимо Прувос на премию претендовали художник Тино Сегал, известный концептуалист Дэвид Шригли и темнокожая художница ганского происхождения Линетт Ядом-Боакье. Имя победителя было объявлено в понедельник вечером на специальной церемонии, которая впервые проходила за пределами Лондона — в североирландском графстве Дерри.

Француженка Лор Прувос стала обладательницей премии Тернера
Фото: turnerprize2013.org

Лауреатами Тернеровской премии, учрежденной в 1984 г. в честь английского художника Уильяма Тернера, могут становиться только британские художники моложе 50 лет. Жюри оцениваются работы, которые были представлены на выставках за последние 12 месяцев. Что примечательно: победа 35-летней Прувос стала для многих сюрпризом — она не являлась явным фаворитом. Многие критики считали, что премия этого года — «забег для двух лошадей»: Тино Сегала (который этим летом получил Золотого льва на Венецианской биеннале) и Линетт Ядом-Боакье. Однако именно Провус досталась главная похвала жюри и приз в 25 тыс. фунтов (в то время как трем остальным участникам шорт-листа премии достаются утешительные 5 тыс. фунтов).

Стоит отметить, что инсталляция «Wantee» — участник огромной ретроспективы работ выдающегося немецкого художника Курта Швиттерса, которая проходила с января по май этого года в Лондонском музее Tate Britain. Свое название эта работа получила в честь подруги Швиттерса по кличке Wantee, которая прилипла к ней за то, что та слишком часто задавала вопрос «Want tea?» (не желаете ли чаю?). Так что же работа-победитель из себя представляет? Инсталляция «Wantee» Пруво — смесь реального и придуманного. Это композиция, совмещающая в себе две составляющие: видео и саму инсталляцию. Жюри премии отметило, что работа, «опираясь на личную память, связывает воедино факты, вымысел, историю искусства и современные технологии».

Зритель приглашается в темную комнату к участию в импровизированном (а проще, вымышленном) чаепитии. Стоит стол, на котором присутствуют атрибуты чайной церемонии: чашки, заварные чайники. С помощью проекторов на стене демонстрируются короткометражный фильм, в котором Прувос рассказывает историю жизни своего вымышленного дедушки (художника-концептуалиста и друга Швиттерса), который якобы прорыл туннель в Африку и пропал там навсегда. Появляется в описании и другой воображаемый герой — воображаемая бабушка художницы, которая после пропажи дедушки стала использовать его произведения как предмет домашнего обихода. Главная идея Прувос скорей всего заключается в том, что произведения Швиттерса вместо нахождения в музеях и галереях уходят к частным владельцам, где используются в качестве предметов интерьера.

— Это разговор о том, что такое реальность, а что такое фикция. Где правда, а где ложь, и где грань между ними стирается, — говорит Лор Прувос о своей работе. — Мне нравится, что каждый может прийти к своей версии увиденного. С течением времени все может пониматься иначе. И вообще, непонимание расширяет границы вашего воображения.

К числу известных художников, получавших ранее премию Тернера, относятся Дэмиен Херст, Энтони Гормли, Элизабет Прайс и другие.



Партнеры