Росгосцирк получит собственное здание в Москве

Минкульт хочет сделать Зеленый театр на ВДНХ цирковой площадкой

16 декабря 2013 в 18:30, просмотров: 1864

Представители культурных ведомств и руководители цирков собрались в понедельник в "Интерфаксе", чтобы подвести итоги циркового года. Главное достижение минувшего года — запуск капремонтов цирков московских и региональных цирках, на который Минкульт выделил 2 млрд. 785 млн. рублей. Задача-максимум на год грядущий: дать Росгосцирку собственную площадку в столице (ведь Цирк на Вернадского контролирует напрямую Минкульт, а цирк Никулина – это частная компания). Цирковое сообщество обсудило и наболевшие вопросы, среди которых самый острый — готовящаяся передача цирков во Владивостоке и Краснодаре в муниципальное ведение.

Росгосцирк получит собственное здание в Москве
фото: Наталия Губернаторова
Эдгард Запашный

Год 2013-й стал переломным для циркового искусства — сменилось руководство почти всех федеральных цирков: в Большом Московском директором стал Эдгард Запашный, в Петербургском — Вячеслав Полунин, Росгосцирк в марте тоже получил нового директора — Фарзану Халилову. Кроме того, в силу вступила концепция развития циркового дела, которую президент подписал еще в 2012.

— Согласно этой концепции, к 2020 году цирковая система должна перейти на самоокупаемость, — заявила Софья Апфельбаум, директор Департамента господдержки искусства и народного творчества.

Но несмотря на это, государство по-прежнему обещает поддержку. Например, Росгосцирку в ближайшее время обещают выделить собственное здание на ВДНХ — Зеленый театр, давно нуждающийся в реставрации. Сейчас это федеральная собственность, там обитает артистическая мастерская Маслякова. Но Минкульт надеется, что после обновления полуразрушенное здание с открытой сценой станет «местом силы».

Чтобы заявление о господдержке не осталось пустыми словами, в этом году начали большую программу по реконструкции и капитальному ремонту цирков в Москве и регионах.

— Конечно, ведь московский цирк на Вернадского 41 год не ремонтировали, — признается Эдгард Запашный, который уже год этим цирком руководит. — Мы предполагаем, что финансирование не будет остановлено. А наша сверхзадача — повысить посещаемость и это финансирование вообще прекратить.

Еще одна сверхзадача — создание в питерском цирке творческой лаборатории для экспериментальных программ, которые позже применят и на площадках Росгосцирка.

Кроме того, в Минкульте ищут пути взаимодействия с регионами. Ведь, по словам Софьи Апфельбаум, цирк работает именно для детей в регионах. В конце сентября устранили парадоксальное препятствие с финансированием: региональным властям разрешили вкладывать собственные средства в реконструкцию цирков, что раньше было запрещено законом.

Это могло бы решить и еще один больной вопрос — о передаче регионам Владивостокского и Краснодарского цирков. Но не тут-то было. Григорий Пирумов, замминистра культуры РФ, пояснил, что ситуация в двух цирках кардинально отличается: во Владивостоке это аренда на 5 лет (регион берет обязательства по капитальному ремонту и приему артистов на это время), а в Краснодаре цирк хотят передать в собственность субъекта федерации. Последнее обстоятельство подняло большой шум, и в «МК» 13 декабря прошла пресс-конференция, на которой артисты обещали отменить новогодние представления, если цирк отдадут в муниципальное подчинение. Но на вопрос «софинансируйте, зачем вам владеть?» Пирумов исчерпывающе ответил ссылкой на заключение Минфина. Оказывается, в сентябрьском законе есть оговорка: финансировать федеральный цирк регион может, если имеет определенный профицит в его бюджете. Ни Владивостокский, ни Краснодарский бюджет, по мнению Минфина, таким профитом не обладают. Кроме того, губернатор Краснодара Ткачёв заявил, что перепрофилировать или сносить цирк и строить на его месте торговый комплекс никто не будет, а вот капремонт — гарантирован. Утешился этим и Эдгард Запашный, еще в пятницу ратовавший за то, чтобы федеральный цирк оставили в покое.

— Владивосток обещает инвестировать миллиард, Краснодар — 800 миллионов. Это связано с АТЭС, с Олимпиадой — они находят возможность, — рассказывает Запашный. — А Минкульт на 5 цирков выделил 3 миллиарда! Конечно, для цирка передача выгодна — ведь пока Минкульт финансирует 5 цирков в год, остальные из 42-х федеральных продолжают разрушаться.

К тому же Запашный заручился поддержкой Ольги Голодец, ярой сторонницы передачи цирков регионам, что после Олимпиады наш цирк иностранцам передан не будет (артисты не без оснований боятся, что их площадку отдадут Дюссолею).

— Наша география предполагает сотрудничество только с Росгосцирком — иначе транспортные расходы сожрут все гастроли, — поясняет директор московского цирка.

Но для страховки, предлагает Запашный, можно установить контроль или подписать договор о долгосрочном сотрудничестве с Росгосцирком. Борис Майхровский, замдиректора Росгосцирка, который вначале заявил, что законных оснований для передачи цирков нет, задумался. Однако вопрос еще не решен — в феврале он будет обсуждаться в Общественной палате, кроме того, Минкульт решил собрать круглый стол, чтобы обсудить насущную проблему с артистами и представителями из Краснодара и Владивостока.



Партнеры