Миссия «Снегурочка»: как не растаять?

В Государственной галерее на Солянке можно увидеть внучку Деда Мороза в образе певицы и гимнастки

24 января 2014 в 19:02, просмотров: 2206

Кто не знает трогательную сказку о Снегурочке? Но что именно о ней известно? Что она внучка Деда Мороза, героиня нежной пьесы Островского и заметок фольклориста Афанасьева... Однако кто она, Снегурочка? Девочка, девушка или молодая женщина? Однозначного ответа на этот вопрос не дает ни кинематограф, ни театр. Зато экспозиция в Галерее на Солянке представляет всевозможные образы, в которых перерождается снежная душа, а современные интерпретации зимней красавицы приводят в восторг каждого.

Миссия «Снегурочка»: как не растаять?
Фото: Анжелика Горбатова

Первое, что мы видим, переступив порог галереи, — это стальные трубы, свисающие с потолка, миску с водой и свечами. Странно: крещенское гадание? Нет — это звуковая интерактивная инсталляция «Бикапо» Германа Виноградова. Причем трубы у Виноградова уложены не хаотично, как Бог на душу положит, а в хроматической гамме аж в две с половиной октавы. Бикапо — неологизм, придуманный художником еще в конце 80-х. Однако такой «инструмент» из прошлого века настраивает посетителей на восприятие выставки в целом. Посредством этого самого бикапо можно взаимодействовать с экспозицией — достаточно прикоснуться к стальным трубкам, и раздается протяжный, мелодичный звук.

— Виноградов первым в современной России ввел огонь, воду и другие первоэлементы как неотъемлемую составляющую мистерий, проводимых в закрытых пространствах, — рассказывает «МК» научный сотрудник галереи Анастасия Мельченко. — Часть его звуковых скульптур работают от огня, воды и воздуха.

Каждый гость «Солянки» может помочь Снегурочке ответить на вопрос «как не растаять летом?». Дело в том, что рядом с проекцией «снежной девушки» в стену вмонтирован небольшой экран, к которому подключен компьютер — именно с его помощью посетитель может набрать заветную подсказку: например, «жить в холодильнике». Далее эти слова «улетают» на экран и вплетаются в косу «виртуальной» Снегурочки.

Треск старой пленки — это в соседнем зале транслируют уникальную видеохронику 1945 года — первая новогодняя елка в Ленинграде после снятия блокады. А на размытом «временем» изображении все-таки можно рассмотреть растяжки «1945 год» и голодных, но радостных детей: в их жизни хотя бы ненадолго вновь появился праздник. Куратор выставки рассказывает, что эта редкая 35-миллиметровая пленка была найдена буквально на помойке. Демонстрируется не оригинал, а копия: «Оригинал просто не выдержит, если его месяц крутить. Поэтому мы сделали несколько копий, будем их менять».

Снегурочка боксирует, Снегурочка занимается шейпингом, поет под караоке — такие видео можно найти в Интернете и в галерее на Солянке. В диалоге с виртуальными «приколами» в отдельном зале представлены полнометражные фильмы от знаменитого фильма Павла Кадочникова «Снегурочка» (1968 г.) до «Пасхальной сказки» Татьяны Петровой (2010 г.). К киносказкам добавлены анимационные — «Снегурочка» Ивана Иванова-Вано образца 1952 года, кукольная «Снегурочка» Марии Муат, снятая в 2006 году.

Интересно, а какова была судьба зимней барышни в театре? В 1873 г. на сцене Большого театра (Малый в то время стоял на ремонте) прошла премьера спектакля «Снегурочка» по пьесе Островского. Публика приняла премьеру холодно, несмотря на волшебную музыку Чайковского и оркестр под руководством Рубинштейна. И лишь один писатель — Достоевский, откликнулся на постановку положительной рецензией. Настоящий же успех пришел к Снегурочке с оперой Римского-Корсакова. «Я вынес убеждение, что «Снегурочка» — это мое лучшее произведение», — считал композитор.

Первой исполнительницей роли Снегурочки в пьесе Островского была знаменитая Гликерия Федотова. А вот из г-жи Комиссаржевской Снегурочки не вышло, писали критики. Сама же Комиссаржевская тоже была недовольна ролью и жаловалась: «Я была похожа на разряженную куклу».

Жемчужина экспозиции — в последнем зале, где устроители выставки создали призрачный театр. Здесь нет живых актеров и масштабных декораций — на сцене лишь проекции и заснеженный лес. Заблудиться в таком лесу — одно удовольствие. Интересно, что для выставки сказки про снежную девочку из Польши, Германии и Японии были впервые переведены на русский язык.

 



Партнеры