Вечного юношу забрала смерть

Умер танцовщик Жан Бабиле

31.01.2014 в 14:01, просмотров: 3336

Его часто называли enfant terrible of dance («ужасный ребенок» в балете). 30 января, в канун своего 91-го дня рождения умер один из самых знаменитых танцовщиков XX века Жан Бабиле.

Вечного юношу забрала смерть
фото: PhotoXPress

Что и говорить — характер у танцовщика был бунтарский. Соответственно, не простой была и его биография. Он был нонконформистом. Отличался от других уже своим внешним видом: был невысокого роста, часто не гримировался перед выходом на сцену, не поддерживал волосы сеткой, как тогда было принято. Мог на пике карьеры бросить все и уехать на полгода в Индию, в Лаос, курить опиум, а потом, через несколько месяцев путешествий, вернувшись в Париж, опять выйти на сцену. Будучи уже не молодым, он гонял на мотоцикле в шлеме и кожаной куртке по всему Парижу.

Французский танцовщик (настоящая фамилия Гутман) родился 2 февраля 1923 года в семье еврейского врача. Свое танцевальное будущее выбрал себе сам, увидев на гастролях «Русского балета Монте-Карло» в Театре Елисейских Полей знаменитые балеты дягилевского репертуара «Шопениану» и «Шехерезаду». После спектакля заявил родителям, что хочет танцевать, и вплоть до 40-го года учился в школе при Парижской опере, куда поступил в 1936 году в возрасте двенадцати с половиной лет (учился у Гюстова Рико).

Во время войны, уехав вместе со своим одноклассником Роланом Пети из Парижа, работал в труппе Марики Безобразовой в Каннах, а после своего возвращения в оккупированную французскую столицу в 43-м году поступил в труппу Парижской оперы, художественным руководителем которой был Серж Лифарь. Тогда же ради безопасности в качестве псевдонима взял девичью фамилию своей матери Бабиле, но это не помогло. Задержанный во время проверки документов, воспользовавшись паникой, чудом избежал концентрационного лагеря и газовой камеры, куда немцы отправляли всех евреев. Сбежав от полиции, он вступил в ряды бойцов французского Сопротивления.

Партизанская одиссея Бабиле закончилась так: одурев от житья в казармах и дисциплины, в один прекрасный день он вышел на проезжую дорогу, выстрелом пистолета остановил «Ситроен» и на крыле автомобиля укатил в Париж.

В 46-м году Жан Кокто и его школьный приятель Ролан Пети, делающий тогда в хореографии только первые шаги, специально на него поставили получивший вскоре широкую известность балет «Юноша и смерть». «Я обедал с Кокто и Борисом Кохно, который был директором Балета Елисейских Полей. И Кокто сказал: «У Нижинского был свой «Призрак розы» — па-де-де с пышными декорациями, а я сделаю тебе свой «Призрак розы». Это была его идея», — рассказывал Бабиле о том, кто же первый предложил идею легендарного балета. Так, в 23 года, вернувшись в профессию, он стал кумиром всей послевоенной Франции. Роль Юноши Бабиле исполнял в течение двадцати лет, но и потом время от времени возвращался к ней, исполнив ее еще и в 61-летнем возрасте. Однако отказывал в помощи при разучивании этой партии таким выдающимся исполнителям, как Рудольф Нуриев и Михаил Барышников, считая, что они совершенно не подходят для данной роли.

Наибольшего успеха артист добился, выступая в Балете Елисейских Полей, где с 1945 по 1950 год был ведущим танцовщиком. В 50-е, в ранге этуали проработав в Парижской опере около полугода, из-за конфликта с Лифарем, после дебюта в «Жизели», французский танцовщик покидает знаменитый театр (правда, в дальнейшем несколько раз в него возвращаясь), становится свободным художником. Вскоре создает собственную труппу Les Ballets Jean Babilée, просуществовавшую всего 4 года (с 55-го по 59-й). Бабиле танцевал в Ла Скала, с Американским балетным театром (ABT), многих других компаниях. То уходил, то снова возвращался в профессию. В 60-е, например, на 7 лет вообще забросил балет. В 1972–1973 годах был директором театра Ballet du Rhin в Страсбурге.

Пробовал свои силы Бабиле и в драматическом театре, снимался в кино. Лукино Висконти дважды приглашал его в свои постановки — «Волшебник Марио» в миланской Ла Скала и «Танцевальный марафон» в берлинской «Городской опере». Играл Бабиле и в пьесе «Орфей спускается в ад» в постановке Раймона Руло — на премьере в зале сидели Теннесси Уильямс и Анна Маньяни. Делал спектакль с Питером Бруком.

В 79-м году один из самых известных хореографов Морис Бежар, случайно заглянув к Бабиле на урок, чтоб отобрать себе в труппу танцовщиков, решил ставить балет на самого 56-летнего учителя, создав на артиста балет «Жизнь». «Бабиле рвал пространство сцены, как другие рвут вам сердце», — говорил об артисте великий хореограф.

В 80 лет Бабиле станцевал главную роль в спектакле Жозефа Наджа «Нет больше небесного свода». Восемь лет назад впервые побывал легендарный французский танцовщик и в Москве, где в «Школе драматического искусства» в честь него прошел небольшой фестиваль и был показан снятый в 2000 году режиссером Патриком Бансаром 90-минутный документальный фильм «Тайна Бабиле» (Le Mystère Babilée).



Партнеры