Спрячут ли скульптуру Давида от детей?

Директор Исторического музея: «Подобные проблемы решаются очень легко — экспонаты просто не выставляются»

10 февраля 2014 в 16:53, просмотров: 2217

Что можно в музеях показывать несовершеннолетним, а от чего их необходимо ограждать? И нужно ли маркеровать «взрослые» произведения искусства пометкой «18+»? Эти вопросы снова оказались в центре дискуссии в ходе обсуждения Концепции информационной безопасности детей, опубликованной на сайте Роскомнадзора.

Спрячут ли скульптуру Давида от детей?
фото: Геннадий Черкасов

Как поясняет ведомство, цель ненормативного документа, окончательный вариант которого должен быть подготовлен к 2015 году, - «выработка стратегического научно-обоснованного подхода к проблеме защиты детей от негативной информации, распространяемой в медиасреде». Его авторы продвигают «идеи медийной грамотности, восприятия художественных текстов без отрыва от культурологического контекста и морально-этической ответственности взрослых за выбор детского контента» и предлагают выбрать методики применения таких идей.

Что можно сказать, прочитав такое наукообразие? Бедные дети! И взрослые, кеоторые пытаются продраться к смыслу «концепции». Концепция уже вызвала много негативных отзывов. Так, пользователь Валерий Домбровский пишет на форуме, где обсуждается документ: «Концепция исключает для детей вплоть до 18 лет знакомство с выдающимися произведениями культуры художественного и литературного творчества, если в них содержатся обнажённые натуры и/или эротические сцены (практически всё искусство Античности и эпохи Возрождения, а также искусство XX века) или описываются сцены эротического характера. (разд. 4, 6)». Исключает знакомство детей с Анатомией человека, поскольку в списке критериев информации, содержащей порнографический характер (весьма смачно и со вкусом, надо сказать, описанных), нет оговорки касательно научного, образовательного или медицинского характера подобных изображений (гениталий)». Два этих момента имеют непосредственное отношения к музеям, где демонстрируются те самые великие, но не всегда «одетые» произведения искусства.

«МК» связался с директором Исторического музея Алексеем Левыкиным, чтобы понять, какие рекомендации и методики защиты детей реально могут быть применены в музеях. И нужны ли они?

Для начала нужно решить, что понимается под «взрослыми» произведениями, - сказал директор ГИМ «МК». - Например, за рубежом подобного ограничения просто нет. Никто не делит залы по возрастному принципу. Это уже перебор. Наверное, в составе музея и могут быть произведения, которые вызывают сомнение. Однако подобные «проблемы» решаются очень легко — экспонаты просто не выставляются. А во многих ведущих российских музеях, таких как Эрмитаж или Исторический музей, экспозиция никогда не менялась. И мы не замечали, чтобы за этот огромный период времени наблюдалось какое-то отрицательное влияние на подрастающее поколение. Я полностью присоединяюсь к точке зрения, которая была высказана Роскомнадзором. Но я бы обратил их внимание немного на другое. Например, на центральное телевидение, интернет или музеи «для взрослых», которых в последнее время появилось очень много.

«МК» выбрал некоторые любопытные фрагменты из «Концепции информационной безопасности детей» (научные редакторы: Ермолаева О.Я., канд.психол. наук, Зинченко Ю.П., член-кор. РАО, доктор психол. наук, профессор, Матвеева Л.В., доктор психол.наук, профессор, Пристанская О.В., канд юр.наук.). По мнению редколлегии документа, именно эти черты, присущи «некачественному» художественному произведению.

Носители культурологического содержания – не столько отдельные элементы произведения, сколько некие смысловые комплексы – символы, метафоры, архетипы, знаковые коды, эмблемы, значимые ситуации, знаковые речевые обороты, «магические формулы», типические сюжеты, поведенческие модели, образы героев и образы мира и т.д. (15.3.3. Историко-культурный аспект содержания информационного продукта и его воздействие на детей.)

 

Негативные тенденции произведения:

1. изображает заведомо недостоверные искажающие версии

исторических событий, имеющих значение в истории народа, страны,

отношений между странами, истории человечества в целом;

2. содержит заведомо ложные сведения, порочащие народ и страну;

3. представляет собой фальсификацию исторического процесса,

искажает историю народа;

4. представляет собой злую ожесточённую карикатуру на подлинный

ход событий, имеющую целью унизить действующих лиц и умалить

заслуги;

5. содержит в себе унижение, оскорбление, издевательство, глумление

над историей народа, страны, человечества и его героями;

6. содержит в себе заведомо искаженный портрет исторического лица,

унижающий его и нивелирующий значение его деятельности и роль в

судьбах общества и народа, грубо и безосновательно шаржирует

личности творцов истории;

7. содержит в себе клевету на участников исторического события и его

ход;

8. искажает суть и смысл общественно значимых идей, заведомо

ложно «переворачивает» их содержание;

9. глумится над гуманистическими ценностями, опровергает и

переворачивает их, издевается над идеей добра, уничижает и отвергает

гуманность и гуманное сознание;

10. искажает историю культуры и глумится над ней;

11. содержит в себе издевательство над творцами культуры;

12. содержит в себе оскорбление и надругательство над символами

разных вер мира, унижение народных святынь и лиц,

расценивающихся как святые.

(15.6.2.Историко-художественные критерии безопасного информационного продукта.)



Партнеры