Пряники без срока годности

Исторический музей представил съедобную экспозицию

27.02.2014 в 14:49, просмотров: 6469

Вы проверяете срок годности продукта, когда его покупаете или нет? И сколько может храниться, например, тульский пряник? Даже если и проверяете, то не спешите верить цифрам. Потому что Государственный исторический музей в пух и прах разобьет все ваши гастрономические познания. Ведь на масленичную неделю главные российские хранители прошлого переплюнули всех и выставили... пряники. И не просто какие-то скучные хлебобулочные изделия, а настоящие произведения кондитерского искусства последних трех столетий. «МК» ознакомился с экспозицией «Пряничных сюжетов».

Пряники без срока годности
фото: Анастасия Дятлова

– Этот материал никогда прежде не выставлялся, - рассказывает «МК» куратор выставки Наталья Гончарова. - Какие-то отдельные экспонаты, конечно, могли быть представлены на других выставках, однако в подобном объеме коллекция никогда не показывалась. Ее очень сложно экспонировать, поэтому расширять выставку мы не планируем. А из-за сложности хранения экспонатов, она просуществует лишь одну масленичную неделю.

Количество представленных кондитерскихх фигурок небольшое — чуть больше 20. Но каких! Тут и силуэтные, и печатные, и лепные пряники XIX-XXI веков. Вся история уместилась на трех небольших столиках. Экспонаты ограждены от внешнего мира стеклом, а то вдруг какому-нибудь зеваке захочется потрогать хрупкую сласть. Или хуже того — надкусить!

Например, тульские силуэтные лакомства сделаны еще в XIX веке. Выглядят как куски белого затвердевшего теста и напоминают, скорее, плоские гипсовые фигурки, нежели что-то съедобное. Каждый пряник имеет свою форму: большая рыбина, всадник на коне или лев.

- Они хранятся на выдвижных лотках, при стабильной температуре. Очень не любят вибрации, - объясняет мне Наталья Гончарова. - На эту выставку мы с особой осторожностью, вручную выносили каждый экспонат. А для сохранности научились их консервировать.

- Каким образом можно сохранить такую продукцию?

- Наши реставраторы обрабатывают пряник специальным составом, и он становится крепким. Самая большая проблема – это, конечно, рассыпание или проедание теста жучками. Поэтому в 50-х годах часть коллекции была обработана ДДТ.

фото: Анастасия Дятлова

В центре экспозиции - коврижка-старожил. В музей она попала случайно благодаря неизвестному дарителю. Это огромный печатный подносной пряник, изготовленный аж в 1876 году. Надпись на колоссальной вяземской некогда съедобной плитке гласит: "Михаилу Григорьевичу Усрнасау". Это один из тех редких счастливых случаев, когда работникам музея не пришлось пытаться установить хоть маломальскую историю объекта. Потому что и дата изготовления, и имя «адресата» обозначены на «обложке» сласти. Отличают пряник не только размеры — с жестковский поднос, но и техника выполнения. Он печатный и лепной в одном флаконе. Листочки и цветы, что обрамляют имя, выведенные на нем, не были изначально вырезаны не печатной доске. Их потом уже налепили вручную на готовое лакомство. Таким образом произошло совмещение двух техник — печатной и лепной.

Выставка «Пряничные сюжеты» включает не только гастрономические экспонаты, но и одну колоритную свадебную пряничную доску начала XIX века. Это кондитерское приспособление очень похоже на пряник: темное, прямоугольное и с рисунком. Но съесть ее не получится — на ней готовился сам пряник. На доске вырезаны четыре величавые птицы, окруженные цветами и деревьями - эдакие райские кущи. В нижних углах – самовары и столы. Видимо, из-за ее свадебного предназначения, автор проводил параллели с бытом молодых. А венчает всю картину – двуглавый орел.

На «вкусной» выставке и архангельские силуэтные пряники 20-х годов XX века, и тульские, которые, кстати, отличаются только цветом. И выглядят «поновее». А их коричневый оттенок обусловлен сахарной глазурью, которой их покрывают. Сюжеты, кстати, все те же: женщина держит за ручку ребенка, петушок, олень и прочее прочее.



Партнеры