— Андре Штайнер получил образование инженера-электрика и в 23 года увлекся фотографией. Как он использовал свои знания? Какие технические инновации он ввел в фотографию?
— Его профессия инженера не только помогала ему осваивать новую технику, но в первую очередь отразилась в его видении мира. Он понимал его как некий механизм. Для него и тело человека представлялось механизмом, который движется и живет. В 1930-е годы три страны — СССР, Германия (до нацистов) и Франция — были объединены одинаковым видением фотографии. Капитализм навязывал механизацию, злоупотребление техникой, что угнетает тело человека. А все фотографы авангарда — социалисты по убеждениям. Они пытались освободить тело человека от этого гнета машин. Спорт — это не просто приятное и полезное времяпрепровождение, а способ освободить свое тело от прогресса.
— Культ красоты тела в 1930-е можно ли назвать возвратом к античной эстетике?
— Безусловно, можно проводить такую параллель, хотя сами фотографы с этой точки зрения не смотрели на культ тела. Для них основой все же была идея освобождения от гнета прогресса. Сам Штайнер занимался спортом, он работал тренером по декатлону какое-то время. Он показывал спорт на фото, но отражал и социальную тему — в каких условиях живут рабочие, например. То есть проводил параллель между физическим состоянием тела человека и социальной обстановкой вокруг него.
— Андре познакомился с Лили, которая потом стала его женой и любимой моделью, когда ей было 13 лет. Как начались их романтические отношения?
— По-моему, ей все-таки было 14 или 15. Она была профессиональной пловчихой. Штайнер был ее тренером. Вообще, историю Штайнера можно отразить в трех словах: он был венгром, евреем по крови и революционером. Он участвовал в революции в Венгрии. Когда она была подавлена, ему пришлось уехать в Вену. Там он занялся фотографией: был успешным фотографом, стал одним из первых, кому доверили «Лейку». Параллельно работал тренером в одном из крупнейших европейских спортивных клубов в Вене. Его посещала вся еврейская буржуазия. Это был закрытый клуб для богатых. В то время евреи должны были иметь свои клубы. И тот клуб, где работал Штайнер, был высокого уровня — некоторые девочки, которые там учились, выигрывали чемпионаты по плаванию. Там он познакомился с Лили.
— Она выигрывала какие-нибудь соревнования? Ее имя осталось в истории спорта?
— В этом клубе занимались девочки, которые выступали за сборную Австрии по плаванию, но Лили не было в их числе. Возможно, из-за любви, которая связала ее судьбу с Андре. Это была красивая история любви, они поженились. Как раз после этого французы пригласили его на работу инженером, и он отправился в Марокко. Параллельно он делал фоторепортажи. В 1933 году Штайнер переехал в Париж, а в 1934-м открыл там фотостудию. Сразу же она стала пользоваться большим успехом и приносить ему доход. Он сотрудничал с крупными журналами. Делал рекламные фотографии (на выставке представлен фотомонтаж для рекламы радио), снимал знаменитостей на заказ.
— Эта выставка сделана в первую очередь на основе семейного архива. Почему?
— Когда готовили подборку, сделали упор на семейные фото, потому что это не вписывалось в контекст авангарда. У всех фотохудожников были любимые модели, и многие из них были возлюбленными авторов, но редко когда это была история семьи. Тем более что почитание института брака противоречило идеям революции. А Штайнер, в отличие от большинства, вложил в семейные хроники много любви и нежности. Эта очень трогательная история.
—А как закончилась история любви Андре и Лили?
— В итоге они разошлись. Штайнер женился на другой женщине. В 1939 году он попал в армию, стал летчиком, а потом вступил во французское Сопротивление против нацистов. Там у него начался роман с сослуживицей — от второго брака у Штайнера было двое детей. Но и этот брак оказался не вечен — позже Штайнер женился в третий раз.
— Что же стало с Лили?
— После того, как Андре расстался с Лили, они больше никогда не разговаривали. Лили потом тоже вышла замуж. Она умерла в 1970-х годах. Их дочь Николь всегда поддерживала отношения и с мамой, и папой и смогла сохранить коллекцию, представленную здесь.
— Как бы вы определили, какое место Штайнер занимает в истории фотографии?
— Основной вклад Штайнера — это его довоенные фотографии. После войны его работы не такие блестящие. Родченко сравнивал его с Маяковским — в том смысле, что он был первопроходцем, пионером. Нельзя сказать, что он был лучшим, но он определенно один из тех, кто помог совершить революцию — освободить фотографию от условностей.