Китай показал Москве свои сокровища

Сакральные предметы из Поднебесной доступны в Пушкинском музее

06.03.2014 в 17:58, просмотров: 3421

В Китае восемь музеев государственного значения расположены в провинции, один из них — Музей провинции Хубэй. Именно оттуда — из музея, чей фонд насчитывает 260 тысяч экспонатов, а годовой бюджет в пересчете на «деревянные» составляет 400 миллионов, — в Москву прибыла коллекция памятников древности. Более ста ритуальных и музыкальных предметов времен правления китайских династий Шан (1600–1050 гг. до н.э.) и Чжоу (1050–256 гг. до н.э.) гостят в главном зале Пушкинского музея.

Китай показал Москве свои сокровища
фото: Сергей Иванов

На открытии выставки «Древний Китай: ритуал и музыка» полномочный министр, советник по культуре посольства КНР в России Чжан Чжунхуа подчеркнула, что культурное сотрудничество подтверждает концепцию «друзья навек и никогда враги». И добавила, что глава КНР Си Цзиньпин в новом году уже дважды встречался с Владимиром Путиным для подписания соглашений: в Москве и на Олимпиаде в Сочи. Первый приезд в Россию собрания одного из лучших региональных музеев Поднебесной — весомый залог дружбы.

…В Белом зале стоит полутьма, по колоннам танцуют электрические светлячки, завороженные звуками национальных китайских инструментов. К сожалению, это не те звуки, которые сопровождали тысячи лет назад ритуальные таинства древних. Инструменты, представленные в главном зале ГМИИ им. Пушкина, давно молчат, потому как представляют собой археологическую реликвию. Колокола эпохи династии Чжоу одновременно напоминают мешки с рисом из-за формы и морские мины — из-за воинственных колючек. Не случайно именно китайский офицер армии времен династии Мин придумал такой вид оружия.

Смотрите фоторепортаж по теме: Шедевры древнего Китая в Москве
10 фото

За несколькими установками с колокольчиками находим изысканную скульптуру странного мифического существа — журавля с оленьими рогами. Это страж гробницы, обнаруженный в захоронении правителя И династии Цинь (V–III вв. до н.э.) во время раскопок 1978 года. Там же был найден литофон из 32 каменных пластин, подвешенных на раму в два яруса, по 16 штук в каждом. Это единственный в своем роде ударный инструмент, сохранившийся до наших дней.

Собственно, все представленные на выставке предметы извлечены из захоронений на территории провинции Хубэй. Есть и последние трофеи археологов: найденные в 2002 году в гробнице чуского князя Цзюляньдуня. Мавзолей аристократа состоит из нескольких гробниц, где были захоронены его близкие, и простирается на три километра. Оттуда, например, извлекли немало бронзовых сосудов с витиеватым орнаментом, выполненным в т.н. зверином стиле. Вообще сосудов на выставке больше, чем каких-либо иных предметов. Одни — для еды, другие — для вина или воды, третьи — для жертвоприношений. Так, сосуд типа хоудин предназначался для приготовления жертвенного мяса, он самый большой из сохранившихся и датируется IX–Х вв. до н.э. Пузатый сосуд для вина типа цзя сверху украшают бронзовые элементы, напоминающие печные трубы. А вот винный сосуд типа цзунь имеет форму слона, на голове которого восседает воин. «Возможно, в Древнем Китае слоны были тотемными животными. Подобные сосуды встречаются нечасто» — читаем под экспонатом. А куратор с российской стороны Кира Вязовикина объясняет, что исследователи могут только предполагать, какой тайный смысл в себе несут сосуды. И все же...

 — Во времена династий Шан и Чжоу Хубэй был важным культурным центром, — считает куратор со стороны китайского музея Ванг Джи Чао. — Специалисту достаточно одного взгляда, чтобы отличить бронзовый предмет из провинции Хубэй от реликвий из другого региона. Но главное — они часть системы социальной организации и ритуальной музыки, влияние которой чувствуется в Китае по сей день. Сложно разобраться в них, но можно с помощью древних предметов почувствовать, что ритуал — это правило, а музыка — гармония.



Партнеры