За что ДК «ЗИЛ» обидел детей?

«МК» разбирался в конфликте, возникшем в культурном центре

25.03.2014 в 12:14, просмотров: 4003

В 2012 году Сергей Капков начал масштабную реформу Домов культуры — а таковых в ведении департамента более ста. Пилотным, образцовым примером модернизации должен стать Культурный центр ЗиЛ — памятник конструктивизма (спроектирован братьями Весниными) близ ст. м. «Автозаводская». Однако реформа — точнее, методы, которыми она ведется, — пришлась не по душе родителям, чьи дети давно занимаются в творческих студиях ЗиЛа. Не вынесся испытаний холодными коридорами и продуваемыми комнатушками, куда переместились занятия, родители вызвали «Скорую помощь «МК».

За что ДК «ЗИЛ» обидел детей?

Благими намерениями вымощена дорога в ад — это крылатое выражение как нельзя лучше отражает ситуацию, сложившуюся в Культурном центре ЗиЛ. На первый взгляд здесь произошел обыкновенный бытовой конфликт, однако, как выясняется, за ним кроется нешуточное противостояние. А дело вот в чем: из-за ремонта оконных рам занятия воспитанников студии детского рисунка трижды (более двух недель в самые морозы) проходили в коридоре.

—Детям пришлось рисовать полностью одетыми! При температуре от силы +15! Объединились мы с другими родителями, пошли жаловаться — и никакой реакции! — возмущается одна из родительниц, чей ребенок посещает изостудию ЗиЛа.

Инцидент стал последней каплей, переполнившей чашу терпения, — родители воспитанников изостудии, которой, между прочим, в этом году исполняется 80 лет и где за эти годы учились рисовать около 10 тысяч человек, написали гневное коллективное письмо в нашу редакцию. «Работы студийцев всегда украшали стены ДК АМО ЗиЛ. Новый директор (с февраля 2012 года) Зеленцова Е.В. (теперь зам. начальника Департамента культуры г. Москвы) назвала их «ужасами в коридорах» и пригласила современных художников для работы с детьми. Началась планомерная деятельность по выдавливанию специалистов с большим опытом и стажем работы из стен ДК. На сегодняшний день из 6 преподавателей изостудии остался только 1», — значится в послании. Кстати, выяснилось, что сокращения коснулись не только изостудии — еще шесть коллективов ушли из ЗиЛа (одни по собственному желанию, другие вынужденно). Говорят, когда приезжал Капков, бывших сотрудников специально не пускали в центр, чтобы они не могли пожаловаться столичному министру. Вместо студий-старожилов ЗиЛ, который теперь возглавляет Елена Мельвиль, предложил секции нового образца.

— Попробовала я сводить ребенка в кружок рисования, организованный новым руководством, — рассказывает «МК» мать одного из студийцев Светлана. — А занятия дорогие — 700 рублей за раз, а ходить, по идее, нужно строго два дня в неделю, без пропусков. Мы в будни не можем — работа. Но один раз сходили: студию вела девочка лет 19, долго что-то рассказывала детям, итог занятия — один малюсенький рисуночек с ладошку. Ну что это такое? Какой толк малому дитяте от разговоров — я хочу, чтоб он рисовал. В общем, качество нас никак не устроило. За 300 рублей в изостудии мы получали больше — ребенок много рисует, контакт с преподавателем отличный... Мой ребенок три года туда ходил, и все нам нравилось. А потом поменялось руководство — и началось... Группу стали гонять из одного помещения в другое. Если ничего не изменится, нам придется искать студии в другом месте.

В КЦ ЗиЛ «МК» побывал в воскресный день. По идее, выходной — самое время для детского досуга. Но посетителей немного — человек сорок. У входа скучает бригада, принимающая желающих в студии, — у стойки никого. Обнаруживается прейскурант — цены действительно кусаются. Так, одно занятие в «Мастерской фотографии» стоит в 1000 руб. (четыре — 3400), разовое посещение Школы воздушных змеев — 600 руб., а, допустим, восемь занятий по фортепьяно — 2200 руб. Люди все больше кучкуются у кофемашин, вокруг которых расставлены диванчики и столы. Новенькие столы для пинг-понга пустуют. Советские интерьеры местами замаскированы свежей «косметикой». Модернизация конструктивистского пространства, видно, идет, хотя и неспешно. Полномасштабная реконструкция начнется не раньше следующего года — ее проект находится в разработке, а предыдущий забраковала комиссия.

«МК» адресовал вопросы родителей юных студийцев руководству КЦ ЗиЛ — ответили скоро и официозно. По поводу дороговизны нововведенных занятий так: «Прейскурант цен на платные услуги утверждается руководителем учреждения, расчет производится на основании себестоимости услуги, которая обусловлена в том числе затратами на содержание помещений Культурного центра ЗиЛ». Но, заметим, учреждение — государственное и получает от государства дотацию на коммунальные платежи.

По словам руководства, несмотря на это, постоянная аудитория ЗиЛа увеличилась на 20%. Что касается неудобного кабинета, «ужасной продуваемой комнатушки» (как его называют родители), куда перенесли на постоянку занятия изостудии, то, по заявлениям администрации, руководитель изостудии Наталья Викторовна сама выбрала этот кабинет. Правда, педагог утверждает обратное — «выселили». А насчет холодных коридоров ЗиЛ отвечает, что то была временная мера и «в данный момент проблема устранена, и клубное формирование уже вернулось к занятиям в рабочем режиме». Может, и вернулось, конечно, только не в полном составе — многие родители уже передумали водить своих чад в неугодную центру студию.

Понятно, что любой ремонт (модернизация или ребрендинг — если угодно) в функционирующем здании связан с неудобствами. Понятно, что дома и дворцы требуют обновления — эти центры просвещения и культурного досуга давно потеряли былой блеск и актуальность. Вопрос в том, какими методами идет эта модернизация. Почему нельзя решить проблемы внутри, не доводя ситуацию до точки кипения? Договориться? Как характеризует новоиспеченных чиновников такое отношение к людям? Если культурным чиновникам не хватает культуры, как рассчитывать на успех реформ?

 



Партнеры