В Иране за искусство можно поплатиться жизнью

Запрещенный на родине фотограф и режиссер Ширин Нешат показала Москве положение своей страны

28 марта 2014 в 17:18, просмотров: 2651

Ширин Нешат покинула Иран, когда ей было 17, — уехала учиться в Университет Калифорнии. Вернуться на родину выпускница факультета истории искусства смогла только спустя десять лет, но не задержалась там надолго. Исламская революция 1979 года изменила Иран — особенно в теократическом государстве усугубилось положение женщин. Сейчас Ширин 56 лет, на родине ее искусство находится под запретом, зато на Западе она востребованный художник и режиссер. Все ее работы посвящены миру, с которым Ширин связана на генетическом уровне. О нем иранка, почетный гость «Фотобиеннале-2014», рассказала московской публике на премьере своих проектов в Мультимедиа Арт Музее.

В Иране за искусство можно поплатиться жизнью
фото: Мария Москвичева

Бездонные карие глаза. Хрупкая фигура в черном брючном костюме. Уверенный мягкий голос. И не скажешь, что перед тобой иранка. Но внешнее впечатление обманчиво — несмотря на свои прозападные взгляды, Ширин остается верна своим корням. Потому каждый ее проект — об Иране. Абсурдно, ярко, пронзительно она показывает тот мир, в котором невозможно выжить свободомыслящему человеку. Каждый ее проект — крик души. Такова и серия, представленная на «Фотобиеннале-2014», «Не спрашивай, куда ушла любовь» (в названии использована цитата из известной песни певицы египетского происхождения Оум Калтум, голос которой, по мнению Нешат, способен привести в движение тысячи людей). Перед зрителем десяток портретов женщин и мужчин в глубоких черных рамах. Они погружены в темноту и будто пытаются вырваться из нее. Они кричат и поют, рвут на себе волосы и сверлят тебя дерзким взглядом. Они погружены в эмоции. Они живые. Такими людей невозможно было бы показать в Иране.

Ширин подготовила этот проект в Неаполе — с помощью итальянского фотографа Лучано Романо и совместно с актерами местного экспериментального театра. Фотографии выставлялись в подземке — на новой станции метро «Толедо».

— Мое искусство — это искусство реальности. Пусть меня называют политическим художником, но на самом деле я только показываю то, что вижу. Я принадлежу к тому меньшинству, которое не боится говорить, — рассказывает Ширин столичной публике, собравшейся на ее мастер-классе.

Вопросов к художнице много — и о московском метро (им Ширин очарована), и о том, как она адаптировалась в западном мире («с трудом, и сейчас чувствую себя кочевником»), и о ее семье (у нее сын, сейчас Нешат второй раз замужем), об отношении иранцев к ней (ее фильмы нелегально скачивают в Иране, но многие сородичи не считают ее «настоящей иранкой» за то, что она покинула свою страну)... Но главные — о положении художников в Иране.

— В Иране крайне мало музеев и галерей, — говорит Ширин. — С тех пор как Иран стал исламским государством, на культуру начались гонения. Есть аресты и даже казни художников. При этом искусство Ирана переживает настоящий бум — столько авторов, сколько сейчас, никогда не было. Но я надеюсь, что искусство способно повлиять на общество, что это больше, чем способ заработать деньги или занять пространство музеев. Лично для меня оно стало выходом из ситуации, когда я была изгоем, и возможностью рассказать о своих чувствах и мыслях, озвучить сложные вопросы иранской жизни.

Еще более красноречиво о ней рассказывает фильм Ширин «Женщины без мужчин», который демонстрируется в кинозале Мультимедиа Арт Музея. Эта картина была отмечена «Серебряным львом» на Венецианском кинофестивале в 2009 году. И абсолютно заслуженно. Фильм одновременно реалистический, мистический и аллегорический. Он рассказывает историю нескольких женщин, которые скрываются от всего и вся в таинственном саду. Одна — анорексичная проститутка, уставшая быть вещью, другая — 50-летняя супруга влиятельного военного, уставшая от его глупости и оскорблений, третья не может выносить запретов своего брата, живет новостями с революционных баррикад, последняя — ее подруга, ставшая жертвой насильников. Они находят покой в мистическом саду до тех пор, пока не решают устроить вечеринку. Но однажды впустив общество в свое убежище, они теряют покой и себя навсегда...



Партнеры