А чой-то книжка во фраке?

Как классики попали в переплет

В рамках ярмарки non-fiction прошла выставка “Аромат книжного переплета”, где выставлены “одежки” для самых любимых книг. XIX век представили прижизненные издания Пушкина, Тютчева, Толстого и Чехова. Среди книг ХХ века замечены такие раритеты, как “Материалы и впечатления” Б.Глубоковского, отпечатанные на Соловках в 1926 году, и самиздатовская Цветаева.

Историю отечественной книжной культуры на образцах из семейной библиотеки представляет сам Михаил Сеславинский. “Здесь есть книги, которые принадлежали еще моему деду. Я, когда готовил выставку, спросил жену, заметила ли она, что я вывез из дома триста пятьдесят книг. Она сказала — нет”.

XIX век стал золотым веком русской литературы, а следовательно, и книжного переплета. Число издательств в Петербурге и Москве росло с каждым днем, и многие читатели обращались в переплетные мастерские, чтобы подарить любимым книгам индивидуальный переплет. Именно такие любимые книги были представлены в ЦДХ. Самые ранние из них датируются 1807 годом. С 1820-х неизменной популярностью пользуется переплет из плотной “мраморной” бумаги на крышках. Именно в них одето большинство литературных альманахов пушкинской эпохи. Чтобы изготовить такую бумагу, часто применялся оригинальный полукустарный метод, при котором краску выливали на студенистую массу, которая получалась в результате кипячения красных морских водорослей под названием ирландский мох. Впоследствии многие издательства открыли у себя переплетные мастерские, занимавшиеся не только массовым, но и индивидуальным переплетом. Некоторые помещики открывали у себя мастерские, где крепостные умельцы “одевали” хозяйскую библиотеку самым лучшим образом — в кожаный переплет с золотым тиснением. В ХХ веке индивидуальный переплет стал первой жертвой революции, он возрождается только в неуклюжих кустарных изделиях 60-х годов, предназначенных для самиздата — запрещенных книг.

Все книги разложены в витринах по периметру и в центре зала, а на стенах — эмблемы старинных переплетных мастерских. Но для того чтобы почувствовать “аромат книжного переплета”, скучной “музейной” экспозиции недостаточно. Книжные полки, образ библиотеки, книги, которые можно взять в руки, а заодно и какие-нибудь инструменты переплетной мастерской, которые наверняка сохранились, могли бы ярче раскрыть это аристократичное проявление любви к книгам — индивидуальный книжный переплет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру