Формула счастья

“Артистка”: сыграть Гертруду и выйти замуж за паразитолога

16 августа 2007 в 15:30, просмотров: 1514

Станислав Говорухин вывел формулу счастья. “Оставайся сама собой”, и счастье будет, куда оно денется — надо только ждать и верить. В свою иронию судьбы. А судьба, она любит, когда ей доверяют, а не борются с ней. То есть сидеть сложа руки не надо. Но и бежать впереди паровоза — тоже. Именно так поступает героиня нового фильма Говорухина артистка Аня в исполнении Евгении Добровольской. И получает счастье. Как и сама артистка Добровольская, дождавшись такой роли — подарка, бенефиса. Впрочем, как получили его все, сыгравшие в “Артистке”, — Мария Аронова, Александр Абдулов, Юрий Степанов, Дмитрий Певцов, Михаил Ефремов, Ирина Скобцева, Светлана Немоляева и Федор Бондарчук. “Артистка” Говорухина вошла в “Великолепную семерку “МК” — главную конкурсную программу V фестиваля отечественного кино “Московская премьера”.

Станислав Сергеевич может себе позволить — в его новой картине играют только звезды экстра-класса. И звезды себе позволяют — отрываясь по полной в этом превосходном водевильном материале, получая удовольствие от съемок у такого замечательного, актерского режиссера, где у каждого актера свой “выход с цыганочкой”, а у исполнителей главных ролей и не один.

Главная героиня — классический персонаж историй для умных женщин средних лет, не лишенных самоиронии. Как раз для тех, кого Говорухин называет своей публикой. Рассказанная, разумеется, в его манере — внятно, иронично, немножко с перцем, чуть-чуть наивно. В общем, сказка для взрослых, “ирония судьбы”. А почему нет?..

Аня служит в театре. Роли ей достаются буфетчиц, а мечтается о Гертруде. С мужем развелась, а сватается только театральный электрик Босякин — сосед по коммунальной квартире, который предлагает, так сказать, объединить лицевые счета. А барышне уже за тридцать. Соседка по лестничной клетке замужем в третий раз, и все удачно. Пока молодой муж где-то по ипподромам выгуливается (на длинном поводке оно всегда надежнее), подруги выпивают по рюмочке и раскидывают карты. И выпадает невезучей сплошная удача. На следующее утро она не находит себя в списках, утвержденных на приличные роли в “Гамлете”, и получает полный от ворот поворот у модного кинорежиссера. Босякин снова делает предложение.

Говорухин взял пьесу Валерия Мухарьямова, которую не ставил ни один театр, и разыграл своих актеров так, что сидевшая на просмотре для друзей в третьем зале на “Мосфильме” Лариса Гузеева не сдержалась, хохотала до слез. Номер один, конечно, Александр Гаврилович в роли Босякина — фонтан, который не хочется затыкать. В майке-алкоголичке, сватающийся с текстом: “Я, как человек малопьющий…” Мгновенный взгляд на подругу невесты Мусю (в блистательном исполнении Марии Ароновой): “Да, мало!..” В любом другом исполнении — пошлое комикование, а тут — целый образ, судьба и сюжет.

А как откровенно наслаждаются своими ролями Михаил Ефремов и Светлана Немоляева. Позволяя и нам наслаждаться, не превращая свои появления в капустник, что часто происходит при неумелом режиссерском управлении такими энергичными талантами. Немоляева в роли примы, не желающей понимать, что вышла из возраста дамы, которой все возрасты покорны. И Ефремов в амплуа рубахи-парня — прожигателя жизни, которому по большому счету хоть грибом боровиком на сцену выходи, лишь бы платили вовремя. А если нет, прочтет стихотворение и у своей подруги займет, но выпьет обязательно. Аня подчиняется судьбе — роли у старухи-примы не оспаривает, деньги последние, на колготки отложенные, выпивающему другу отдает. И подумывает уже хоть в курьеры в солидную фирму к мужу подруги Аркадию (Дмитрий Певцов тоже в этой роли безусловно хорош) идти, только бы вырваться из замкнутого круга. Хоть и стоит артистка на своем: платья-балахоны, несмотря на критические замечания кинобога (смешной эпизод с Федором Бондарчуком, тоже, оказывается, не лишенным самоиронии), на эротические кофточки не меняет и делать гламурные прически не спешит. Такая Золушка, которой со своим фартуком расстаться — как пионерке с галстуком.

И принц, конечно, является. В лице будущего нобелевского лауреата — по словам его мамы, ювелирно сыгранной Ириной Скобцевой. Ученый-паразитолог (трогательно поданный Юрием Степановым) падает подругам как снег на голову, оказываясь школьным товарищем Аркадия. Ну как дальше пойдет, рассказывать не буду. В общем, счастье есть, его не может не быть. Надо только верить в свою личную “иронию судьбы”.



    Партнеры