А судьи — кто?

До фестиваля “Московская премьера” осталось 3 дня

20 августа 2007 в 17:06, просмотров: 1162

На V фестивале отечественного кино “Московская премьера”, одним из организаторов которого является наша газета, — затишье перед бурей. Шумная акция обмена купонов “МК” на билеты в кино — позади. А до торжественной церемонии открытия фестиваля, которая пройдет в пятницу, 24 августа, в Доме кино, — еще три дня. Ну а сегодня мы представляем членов жюри основной конкурсной программы — “Великолепная семерка “МК”: телеведущая Анфиса Чехова, писательница Мария Арбатова, политик Владимир Жириновский, боксер Константин Цзю, один из “Иванушек” — Андрей Григорьев-Аполлонов, модельер Валентин Юдашкин и бессменный председатель жюри — первый зам. главного редактора “МК” Петр Спектор.

Все они добились известности в своей профессии: мире моды, спорта, музыки, политики, литературы, телевидения и журналистики. Но они никогда не снимали и не появлялись в кино (на момент участия в фестивале) — это обязательное условие. Значит, и жюри — зрительское, только состоящее из знаменитых зрителей. Жюри выбирает призеров в номинациях “лучший режиссер”, “лучший актер” и “лучшая актриса”. Главный приз лучшему фильму присуждается  по итогам зрительского голосования, которое проходит на сеансах “Великолепной семерки “МК”. Итак, слово членам жюри.

Анфиса ЧЕХОВА, телеведущая:

— Поначалу у меня были сомнения, участвовать в фестивале или нет, потому что в последнее время русские фильмы я стараюсь не смотреть. Часто из-за спецэффектов страдает сюжет, а актеры играют невыразительно.

Большинство русских фильмов, которые я видела за последние 10 лет, пропагандируют насилие. Но изучив конкурс “Великолепной семерки “МК”, я убедилась, что эти фильмы в основном рассказывают о любви, о чувствах, о людях. Я надеюсь, что благодаря фестивалю у меня возродится любовь к русскому кино. Очень хочу посмотреть “Жестокость” с Ренатой Литвиновой, “Артистку” (думаю, картина будет похожа на фильм “Москва слезам не верит”), “Путешествие с домашними животными” и “Слушая тишину”. Пятерка же моих любимых фильмов в принципе состоит в основном из западного кино: “Завтрак у Тиффани”, “Дневник его жены” (картина Алексея Учителя — единственная из списка русская), “Нотинг-Хилл”, “Унесенные ветром” и “Танцующая в темноте”. Я не только люблю смотреть кино, но и хотела бы сыграть в комедии, например, у Эльдара Рязанова.

Меня привлекает амплуа трогательных, невинных и в то же время сексапильных героинь, которых играют Мэрилин Монро или Скарлетт Йоханссон. К сожалению, в наших современных фильмах таких героинь нет. Кстати, как-то из-за кино я рассталась с парнем: он не давал мне спокойно смотреть фильм, мы с ним поругались, и я от него ушла.

Мария АРБАТОВА, писательница:

— У меня в дипломе написано: “Сценарист театра и кино”, и я долгие годы являюсь членом Экспертного совета замечательного фестиваля Аллы Суриковой “Улыбнись, Россия!”. Так что неудивительно, что я согласилась стать членом жюри фестиваля “Московская премьера”. Я считаю, что у русского кино огромное будущее. Будучи самым дорогостоящим из всех искусств, оно восстанавливается радующими темпами. Есть чем хвастаться на фестивалях. Я заранее неравнодушна к фильмам Говорухина и Бодрова. Я люблю все, что снимает Лариса Садилова. Мне кажется очень перспективной Анна Меликян. Я не в первый раз оказываюсь в жюри кинофестиваля. Самым страшным для меня был кинофестиваль молодежи и студентов в тысяча девятьсот лохматом году. Я смотрела фильмы по 12 часов, а потом оказалось, что фаворит определен аж за год до фестиваля. С кино у меня не самые простые отношения: отлично помню “нерождение” двух моих фильмов. В первый раз продюсер вложил деньги в “МММ”, а во второй раз случился дефолт. Но это не подорвало мою любовь к кино, особенно к фильмам “Амаркорд”, “Зеркало”, “Раба любви”, “Жил певчий дрозд” и, конечно же, “Покровские ворота”, цитатами из которых разговаривают в моей семье. Мне много раз предлагали сниматься, даже играть саму себя. Но драматургу сниматься в кино — все равно что дирижеру предложить сыграть в оркестре. Не царское это дело.

Андрей ГРИГОРЬЕВ-АПОЛЛОНОВ, певец:

— До этого момента я ни разу не был замечен в жюри кинофестивалей, а участвовать в “Московской премьере” решил, потому что глубоко уважаю президента фестиваля Алексея Баталова и надеюсь, что фестиваль даст мне возможность окунуться в мир нашего киноискусства. Ведь наши фильмы я смотрю редко и с опозданием, обычно по совету друзей и знакомых. Хотя “Бриллиантовая рука” однозначно возглавляет список моих любимых картин. Здесь же смело могу назвать “Крадущийся тигр, затаившийся дракон”, “Пятый элемент”, “Назад в будущее”, “Реальная любовь” и мультфильм “Футурама”. Признаюсь сразу, на фестивале предпочтение буду отдавать правдивым комедиям. Уверен, работа в жюри будет приятной — и я получу наслаждение от самого процесса принятия решения, а не только от просмотра конкурсных лент.

С кино у меня, кстати, связана трагикомическая история. В 1988 году Валерий Федосов снимал фильм “Утреннее шоссе” с Родионом Нахапетовым и Оксаной Фандерой (ее дебют). Я должен был играть эпизодическую роль таксиста, на чьих глазах происходит финальный взрыв. Естественно, я пригасил всех своих друзей на премьеру, а мой эпизод взяли и вырезали! Единственным утешением остался тот факт, что моя фамилия стояла первой в списке участвующих в эпизодах. От съемок в Одессе у меня остались теплые воспоминания, а с Оксаной Фандерой мы дружим до сих пор.

Константин ЦЗЮ, спортсмен:

— Фестиваль — прекрасная форма посмотреть современное российское кино за один раз, поэтому я с удовольствием принял приглашение стать членом жюри. Я слежу за тем, как развивается кино в России. Это прекрасно, что современному зрителю предлагаются разноплановые фильмы. Главный критерий моей оценки — профессионально сделанная работа. Я проголосую за тот фильм, который заставит меня поверить режиссеру, актеру или актрисе. Я пока не видел ни одной картины из основной конкурсной программы “Великолепная семерка “МК”, но о многих уже наслышан. Но это не значит, что к одному я расположен больше, чем к другому. Член жюри должен оставить свои предпочтения за дверью кинозала.

Сейчас я нахожусь в предвкушении чего-то нового, интересного. Ведь я нечасто хожу в кино, потому что каждый такой визит может превратиться в автограф-сессию. Обычно я смотрю фильмы дома или в путешествии на DVD. Помню, как-то раз мне позвонил Расселл Кроу и попросил потренировать его для съемок в фильме “Гладиатор”. Наши занятия проходили в Австралии — это был очень полезный опыт для нас обоих. Расселл теперь мне должен уроки актерского мастерства! Думаю, они бы пригодились мне для подготовки к съемкам в фильме моего друга Александра Абдулова. Думаю, он получится не хуже, чем мои любимые фильмы: “Служебный роман”, “Живой”, “Обыкновенное чудо”, “Парфюмер”, “Формула любви”.

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, политик:

— К сожалению, сегодня очень мало фильмов, в которых рассказ о конкретной семье отражает социальное состояние современного общества. Но мне нравится, что русский кинематограф получил мощнейший толчок в развитии по всем направлениям. Наши блокбастеры не хуже, чем за рубежом. Но есть и серьезное кино. Фильм “Остров” произвел на меня сильное впечатление. Видно, что у нас по-прежнему отличная актерская и режиссерская школа. За последнее время появилось много приятных молодежных комедий, где главные герои обычные ребята: “Прогулка”, “В ожидании чуда”. Наконец-то молодежь начинает смотреть кино не только про бандитов и убийц... Люблю старые фильмы, ставшие классикой: драматический “Доживем до понедельника” с участием Тихонова и “Карнавальную ночь”... Помню, как студентом 30 лет назад я участвовал в массовках на “Мосфильме”. И как-то нас пригласили участвовать в съемках фильма “Зигзаг удачи”. Эльдар Рязанов, главный режиссер, зашел на Лубянке в кафе перекусить. А я стоял рядом и наблюдал, как он там сосиски кушает. Вот и вся роль. (Этот эпизод мы решили не засчитывать за серьезное участие в кино и потому все же включили Владимира Вольфовича в жюри. — “МК”.)

У меня нет каких-то критериев оценки. Все зависит от впечатления, которое на меня произведет фильм, и от того, какие мысли он оставит после себя. Но есть вещи, которые я не люблю. Мне не нравится, когда во всех картинах одни и те же артисты. Если один и тот же человек будет играть в нескольких фильмах, это будет лишний повод для негативной оценки. То же самое — если будет много родственников режиссера или авторов фильма. Не понравится мне и перебор со стрельбой, спиртным и сигаретами на экране.

Петр СПЕКТОР, первый зам. главного редактора газеты “Московский комсомолец”:

— Не случайно именно в нашей газете родилась эта идея — фестиваль отечественного кино “Московская премьера”. Не случайно, я считаю, потому, что “МК” — универсальная газета. Мы делаем ее не персонально для какой-то одной группы людей — домохозяек, студентов или офисных работников. Мы делаем газету для всех.

Так и “Московская премьера” — для всех. В программе фестиваля — фильмы, которые понятны и близки каждому, — вне зависимости от его социального статуса.

Вот уже пятый год я являюсь председателем жюри главной конкурсной программы “Великолепная семерка “МК”.

Скажу сразу, никакого участия в отборе фильмов я не принимаю, иначе это было бы нечестно. Я узнаю о составе программы, отобранном отделом кино и ТВ “МК”, одновременно с другими членами жюри.

Кстати, в начале 90-х я и сам, будучи спортивным журналистом, снимался в кино, причем в художественном фильме. Режиссер Александр Гордон предложил мне сыграть в фильме “Футболист” роль самого себя — спортивного репортера. Сюжет был криминальный — футбольная мафия, продажные игры, судейское взяточничество. Я поначалу не соглашался, но подкупило то, что главную роль в фильме исполнял один из моих любимых артистов — Валентин Гафт.

Начались съемки, где одним из первых эпизодов было мое интервью, уже киношное, под софитами, с нынешним главным тренером московского “Спартака” Станиславом Черчесовым.

Однако, повнимательнее прочитав сценарий, я обнаружил, что основная сюжетная линия — договорная игра с итальянцами на Кубок европейских чемпионов. Причем игру сдают именно итальянцы… Это мне показалось глупостью, о чем я прямо и сказал режиссеру. Разумеется, эпизоды с моим участием вырезали.

Больше меня в кино не звали.

Что касается моих любимых фильмов, то тут мои вкусы совпадут, я думаю, с выбором большинства наших читателей. Мне нравится наше старое доброе советское кино.

Из последнего мне, конечно же, понравился “Остров” Павла Лунгина, который, как известно, победил на прошлой “Московской премьере”. Но жюри здесь было вообще ни при чем — ведь главный приз на нашем фестивале всегда вручается по итогам зрительского голосования.

P.S. Валентин Юдашкин на момент подписания номера был в отпуске в США, где отключил свой мобильный телефон. Но к “Московской премьере” он обязательно вернется.



    Партнеры