У “Премьеры” нет плохой погоды

V фестиваль отечественного кино завершился гала-концертом “Наш Рязанов”

3 сентября 2007 в 16:55, просмотров: 776

В воскресенье вечером завершился V фестиваль отечественного кино “Московская премьера”, который проводил Департамент культуры города Москвы, редакция “МК” и продюсерский центр “Кинопроцесс”.
Абсолютный лидер фестиваля, обладатель Гран-при — режиссер Станислав Говорухин. Именно его картина “Артистка” больше всего понравилась зрителям. А ведь именно зрители — наши главные судьи.

— Часто спрашивают, почему вы снимаете картины о женщинах? — сказал Станислав Сергеевич. — Не все же про мужиков снимать! Россия на женщинах держится, и всегда так было. Вообще, я на призы не обращаю особого внимания. И жену так воспитал. Для нас главный приз — любовь зрителей. Когда я ей объяснил, что Гран-при “Московской премьеры” — это и есть любовь зрителей, она была довольна.

Если открытие “Московской премьеры” проходило при повышенной температуре, то на закрытие V фестиваля отечественного кино, которое прошло на Триумфальной площади в Москве, зрителям и участникам пришлось, как говорится, утеплиться. Но в этом что-то есть. Потому что холодная погода собрала всех в одном месте. Актеров и режиссеров, членов жюри фестиваля и его продюсеров.

И призы фестиваля, несмотря на плохую погоду, нашли своих владельцев!

Завершился же фестиваль гала-концертом “Наш Рязанов”, в котором прозвучали самые известные песни из самых любимых фильмов выдающегося режиссера.

Самым пунктуальным на церемонии закрытия оказался человек от политики: лимузин Владимира Жириновского появился на Триумфальной площади аж за 30 минут до начала действа. Владимира Вольфовича тут же обступили поклонники и журналисты. Проведя работу с избирателями, Владимир Вольфович занял место в первом ряду.

В это время на сцене ведущая церемонии закрытия актриса Оксана Мысина под аккомпанемент собственной же электроскрипки объявляла обладателя приза за “Лучшую детскую роль” в программе “Наше новое детское кино”. Победителем стала Таня Василишена, сыгравшая главную роль в фильме Леонида Нечаева “Дюймовочка”. На сцену молодая актриса вышла под руку со знаменитой мамой — Ольгой Кабо.

— Я очень рада, что мой ребенок попал в сказку под названием “кино” и уже получает призы, — поделилась эмоциями Ольга. — Танечка, я тебя поздравляю!

В это время подоспели остальные члены жюри. Мария Арбатова быстро нашла общий язык с Валентином Юдашкиным — завела с ним светскую беседу. Продолжить ее им довелось уже на сцене: известный модельер и писательница вручали приз “За лучшую мужскую роль имени Михаила Ульянова” Валерию Баринову за работу в фильме “Ничего личного” Ларисы Садиловой.

— Это не первая и не последняя замечательная роль Баринова! — начала Мария.

— Согласен. Как не первый и не последний замечательный фестиваль “Московская премьера”! — продолжил Валентин.

— Мне вдвойне приятно получать этот приз из ваших рук, — подхватил Валерий Баринов. — Эльдар Александрович, я должен перед вами извиниться. Ведь сейчас я должен быть у вас в вашем клубе и представлять картину… А тут — видите, такое дело!

Эльдар Александрович Валерия Александровича извинил. А на сцене тем временем взял эстафету Владимир Вольфович, который в этот вечер вручал приз “За лучшую женскую роль имени Натальи Гундаревой” самой эпатажной кинодиве — Ренате Литвиновой за роль в “Жестокости” Марины Любаковой.

— Каждый мужчина в своей жизни думает о каком-то образе женщины, — издалека начал Жириновский. — Не важно, кто будет— жена или подруга. Но он все время думает, какими должны быть манеры, фигура, голос. Когда я видел Ренату в других фильмах и по телевизору, она всегда производила какое-то особое впечатление. И я очень рад, что сегодня стою здесь и как член жюри вручаю Ренате этот приз. Она действительно может быть каким-то образцом, эталоном. Особого качества современной женщины России, да и всей Европы!

Рената зажеманилась так, как только она умеет: “Мне очень приятно. Я так редко получаю призы… Особенно такие неожиданные”. Но одного раза, чтобы собрать все аплодисменты, актрисе не хватило. Она вышла на сцену еще раз, чтобы получить за Киру Муратову специальный приз жюри киноклубов фильму “Два в одном”.

— Я счастлива, что такому гению, как Кире, вручили этот приз, — своим незабываемым голосом сказала актриса. — Я специально сидела и ждала в гримвагене, чтобы передать ей этот диплом. Ей реально будет очень приятно.

Телеведущая Анфиса Чехова на закрытие пришла на костылях. Анфисе недавно сделали операцию на колене. Мы восхищаемся ее мужеством и желаем скорейшего выздоровления! А оно, судя по живому чувству юмора, не за горами.

— Ну вот — докостыляла, — шутила Анфиса на сцене. — На днях просто репетировала очередную позу из Камасутры. Видите, что получилось? Нерусская это все-таки книга, нерусская! А поднялась я сюда, чтобы вручить приз зрительских симпатий за лучший студенческий фильм — “Рыжая и снег”, режиссер Амет Магомедов.

Одним из самых трогательных оказалось вручение Эльдаром Рязановым сценаристу Марии Баталовой приза “За поэтическое отражение истории семьи в контексте истории страны” (“Дом на Английской набережной”, режиссер Михаил Богин):

— У нее праздник. Она совершила подвиг: несмотря на свой недуг, написала прекрасный сценарий. Это счастье для семьи, это счастье для Москвы, это счастье для всего нашего кинематографа!

Специальный приз “МК” “За легкость дыхания в эпоху блокбастеров” режиссеру фильма “Путешествие с домашними животными” Вере Сторожевой вручил шеф-редактор “МК-Бульвара” Илья Легостаев. Призом оказалась статуэтка газетчика, которая, по слухам, приносит только хорошие новости.

Сергей Говорухин, который получил приз “За лучшее представление проекта” на “Вечере грядущих проектов”, без ложной скромности комментировал “МК” свою награду за фильм “Никто, кроме нас”:

— Я никакого чувства неловкости не испытываю, что мы победили среди высокобюджетных блокбастеров. У нас, кстати, тоже бюджет за два миллиона зашкаливает. Мы сняли действительно хорошую, нужную картину. Где никто никого не бьет по морде, не насилует… Правда, нам надо еще триста тысяч долларов найти, чтобы закончить. Картина смонтирована, прописан звук. Теперь остался последний решающий этап, и именно на этом моменте закончились деньги. До этого было проще их искать, потому что все думали, что картина будет кассовая. А когда стало понятно, что это не так, стали давать неохотно, а если быть честнее — не давать вообще. Прокатчикам наша картина неинтересна. Зато на “Вечере грядущих проектов” к нам подошел один из официантов и сказал: “Мужики, классная у вас получилась картина!” Вот это и была высшая оценка.

Ну а главным триумфатором вечера стал Говорухин-старший. Его картина “Артистка” из рук президента фестиваля Алексея Баталова получила Гран-при нашего фестиваля.

— Я получил приз и к нему воспаление легких, — отшучивался Станислав Сергеевич. — Замерз как собака! Расскажу такую историю: в 81-м году картину “Место встречи изменить нельзя” послали на Первый фестиваль телевизионных фильмов в город Баку. Там была 21 картина в конкурсе, и единственным фильмом, который не получил ничего, оказался наш. На “Московской премьере” же всего семь картин в основном конкурсе и семьдесят, как примерно мы посчитали, призов, премий и дипломов. Не выиграть было невозможно. Вот я и выиграл!

Дальше гости и участники фестиваля разделились. Кто-то остался на площади смотреть концерт “Наш Рязанов”, где такие звезды, как Оксана Мысина и Олег Митяев, исполняли песни из кинофильмов Эльдара Александровича. Кстати, сам Эльдар Рязанов, несмотря на холод, досидел весь концерт до конца и пришел в полнейший восторг! Ну а кто-то отправился в Дом кино на мировую премьеру эпического полотна Сергея Бодрова-старшего “Монгол”.

Впрочем, все встретились на торжественном банкете в Доме кино. Чтобы еще раз сказать друг другу: “Спасибо”. И — “До следующего года!”.

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, лидер ЛДПР:

— Я для себя на фестивале особо отметил два фильма. Первый — “Жестокость”. Удивительная по силе воздействия картина про поколение, которому отечественный кинематограф уделяет мало внимания. Когда видишь конкретную историю этой молодой девочки — главной героини, невольно возникают мысли обо всех ее ровесниках. Причем снят этот фильм не с позиций менторства и нравоучений, отчего он становится еще жестче и хлестче. Пора задуматься о молодежи. И спасибо “Жестокости” за то, что она напоминает об этом. Еще меня лично потрясло “Путешествие с домашними животными”. Режиссер Вера Сторожева доказала, что интересной в наше время может быть тема отдельной человеческой жизни. На фоне всех фильмов про преступность и войну “Путешествие…” как глоток чистого воздуха или живительной родниковой влаги, который придает дополнительные силы. И в меня лично вселяет веру в будущее нашего кино. Только я вот о чем подумал.

Возможно, для “Московской премьеры” стоит выбрать другое время. Фестиваль проходит накануне Дня Москвы и 1 сентября. Многие люди заняты приготовлениями к этим праздникам. А это оттягивает внимание от фестиваля. Если проводить “Московскую премьеру” в октябре или ноябре, когда ничто не отвлечет потенциальных зрителей от собственно фестиваля, хорошее российское кино сможет посмотреть больше народу. А то, что на “Московской премьере” только качественные кинокартины, у меня лично не вызывает сомнений. С этой точки зрения ваш фестиваль — мероприятие серьезное и за пять лет себя вполне зарекомендовавшее.

Мария АРБАТОВА, писатель, общественный деятель и политик:

— Как я и ожидала, женщины в кинематографе не подвели и оказались на высоте. Фильмы “Московской премьеры” это доказывают. Рада за Веру Сторожеву с ее “Путешествием с домашними животными”.

Удивительно мудрый, добрый и спокойный фильм, на котором радуется глаз и успокаивается душа. А фильм “Жестокость” Марины Любаковой — пример того, каким должно быть народное кино. Это фильм, который посмотрят все, и вряд ли он кого-нибудь оставит равнодушным. Ну и, конечно, Станислав Говорухин вновь подтвердил свое звание киноклассика. Его “Артистка” вполне заслуженно получила Гран-при фестиваля. В общем, я рада — и спасибо “МК” за это, — что минувшую неделю провела с пользой для себя, посмотрев такое количество прекрасных отечественных фильмов. Полученного ни с чем не сравнимого эстетического наслаждения мне теперь хватит надолго.

Валентин ЮДАШКИН, модельер:

— Мне трудно говорить о том, какие фильмы мне понравились больше, а какие меньше. В программе “Московской премьеры” просто не было картин, которые бы оставили равнодушным. И в этом, на мой взгляд, главный итог фестиваля. Ведь кино, как и любое искусство, должно будоражить, провоцировать эмоции. Для меня откровением стал фильм Станислава Говорухина “Артистка”. Хотя откровением ожидаемым. Титул киномэтра этот режиссер в очередной раз своим новым фильмом подтвердил.

Петр СПЕКТОР, первый заместитель главного редактора “МК”, председатель жюри:

— Для меня главным достижением нынешней “Московской премьеры” стало то, что мы, не потеряв старых связей, приобрели много новых друзей как среди зрителей, так и среди кинематографистов. Можно с уверенностью говорить, что на сегодняшний день наш фестиваль — достойный конкурент ведущим российским кинофорумам. Для меня, как и для всего нашего жюри, было непростой задачей определить победителя.

Поскольку все фильмы — участники “Московской премьеры-2007” были по-человечески просты. А когда талантливые режиссеры исследуют природу человека, это всегда интересно. Отдельно для себя я бы выделил фильмы, представленные режиссерами-женщинами: “Жестокость”, “Русалка”, “Путешествие с домашними животными”, “Ничего личного”. В них есть душевность и простота, которой так не хватает сегодняшнему кинематографу. Приятно, что в рамках именно нашего фестиваля состоялось возвращение таких замечательных отечественных режиссеров, как Павел Чухрай и Михаил Богин. Искренне рад за дебютантов Александра Касаткина и Марию-Гитану Баталову. И особенно приятно, что фильм Станислава Говорухина “Артистка” получил Гран-при зрительского жюри.



Партнеры