12 мужчин спустя 50 лет (ФОТО)

Михалков собирает присяжных заседателей.

11 сентября 2007 в 12:10, просмотров: 1433

Умысел в праве определяется как "форма вины" и заключается в том, что "лицо, совершающее преступление, сознает общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидит его общественно опасные последствия и желает их или сознательно допускает".

Преступившие закон со злым умыслом обязуются ответить перед правосудием – двенадцатью не причастными к делу и не знакомыми друг с другом людьми, которые должны, выслушав все доводы обвинительной и защищающей сторон, прийти к единогласному вердикту, – двенадцатью присяжными заседателями.

Слово "единогласному" становится ключевым в картине "12", которую на суд зрителей представляет Никита Михалков. На первый взгляд, судьба чеченского юноши, находящегося под следствием за убийство своего отчима, офицера Российской армии, предрешена: все улики против него. Исстрадавшиеся россияне, которых обильно потчуют пропагандой средства массовой информации, готовы буквально растерзать парня. Исступление и злоба доходят до апогея, невольно заставляя зрителя думать, что пожизненное заключение – подарок для подсудимого. И лишь один из присяжных позволяет себе не согласиться с подавляющим большинством и задуматься о том, насколько доказана вина. Невольно появляющиеся угрызения совести не позволяют мягкой по природе натуре обречь на эшафот преступника только за принадлежность к той или иной этнической группе. У обвиняемого появляется один шанс из двенадцати…

Фильм является римейком картины "12 разгневанных мужчин", снятый в 1957 году Сидни Люметом. У Михалкова место действия переносится в заснеженную Москву. Звездный состав присяжных заседателей вряд ли нуждается в дополнительном представлении. Вот эта дюжина: Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Виктор Вержбицкий, Сергей Газаров, Алексей Горбунов, Роман Мадянов, Сергей Арцибашев и, собственно, сам Никита Сергеевич. Каждый из них в ходе разбирательства вынужденно, но подспудно вывернет свою душу наизнанку так, что станет видна каждая пульсирующая прожилка. Каждый заглянет внутрь самого себя и, забыв о суетности окружающего мира, задастся вопросом: "А судьи кто?.." Они решают судьбу чеченского мальчишки, а кажется, что всего человечества. "Убить нельзя помиловать". Над коварной запятой в этом предложении будут биться 12 присяжных на поле боя, которое инсценировал для них режиссер.

От себя могу добавить, что фильм несет очень весомую эмоциональную нагрузку. Из кинозала выходишь выжатый как лимон. Словно сам пережил 12 перевоплощений, 12 покореженных человеческих судеб. В этом состоял определенный режиссерский замысел – над актерами постоянно довлели четыре кинокамеры, хотя работала только одна. Таким образом, герои находились в постоянном напряжении и не могли себе позволить расслабиться ни на минуту.

Этот фильм пропитан напряжением, словно провод, по которому пропустили ток. Ток может покалечить, но может и привести в чувство. "12" обладают эффектом дефибриллятора – посредством мощного эмоционального разряда он заставляет зрителя задуматься о необходимости услышать ближнего и успеть помочь ему.



    Партнеры