А царь-то ненастоящий…

Никита Михалков: “1612 — ликбез для зрителей”

1 ноября 2007 в 16:38, просмотров: 838

Команда кинозвезд всех мастей представила свой новый совместный кинопродукт “1612”. Одним из генеральных продюсеров этого настоящего блокбастера по-русски, рассказывающего о событиях 1601—1613 годов в России, стал Никита Михалков, позиционирующий себя как монархист и доверивший снимать фильм своему ученику Владимиру Хотиненко.

Второй генеральный продюсер проекта Леонид Верещагин в разное время поработал со своими американскими коллегами над большими проектами — “Полицейская академия”, “Святой”, “Превосходство Борна”. Результатом совместной деятельности этого трио стал винегрет из ура-патриотического пафоса.

— В школе я любил историю, но ведь нас тогда обманывали безбожно, — признался Хотиненко “МК” перед премьерой. — Самый простой пример — Иван Сусанин. Сначала говорили, что он не показал полякам дорогу на Москву. Когда выяснилось, что они ее и без Сусанина знали, появилась новая версия: будто Сусанин отказался показать врагам Ипатьевский монастырь, где скрывался будущий царь. Но и она отпала, поскольку из летописей стало известно, что и путь к монастырю для поляков был не секрет. И в какой-то момент мне стало понятно, что исторической правды не существует, есть только миф. Который живет дольше, чем исторический факт. Большое количество исторической правды могло перегрузить фильм, и он стал бы неинтересным. У нас  была задача заинтересовать. Мы решили, что будем делать вымышленную историю. У нас присутствуют известные персонажи — Пожарский, Минин, — но они на периферии.

На самом деле Минин в фильме Хотиненко даже не на периферии — его в этой истории про образованного холопа по имени Андрей, который чуть не стал царем, практически нет. Зато есть простоватый мужик князь Пожарский (Михаил Пореченков). Есть воевода вымышленного города Наволок в исполнении Марата Башарова, который, кажется, сейчас топнет ножкой и пустится в пляс под песню “Вдруг как в сказке скрипнула дверь”. Есть русский ниндзя (Даниил Спиваковский), метающий подковы в глаз врагу. Есть испанские наемники на службе у польского гетмана. Есть татарин Костка, который бьет врага с криком: “Аллах акбар!” Есть бояре, придумывающие родословную будущему царю от Рюрика и… Чингисхана. Есть царевна Ксения Годунова, идущая на Москву, хотя к описываемым в фильме событиям она уже без малого год пребывала в инокинях, куда ее сослал Самозванец. Да и что это за холоп такой малограмотный, который на слух способен выучить испанский язык и за ночь, не зная законов баллистики, изготовить пушку из кожи, которая первым же точечным ударом разнесет пороховой склад противника?..

Впрочем, придираться можно было бы к серьезному историческому кино, а не к очередному созданному мифу. Тем более картинка и впрямь выглядит красиво. Тут же вам и новый кинокумир — молодой актер Петр Кислов, недавно ставший мужем модной певицы Полины Гагариной. На премьере она призналась “МК”, что в школе получала по истории только “отлично” и даже играла Марину Мнишек в школьном театре. Могла бы и поведать супругу, что носить бандану в XVII веке его герой ну никак не мог.

Никита Сергеевич Михалков утверждает, что “1612 — это некий ликбез для зрителей, плохо знающих историю своей страны”. Странный ликбез. Хотя звездные гости — от Сергея Гармаша и Виктора Вержбицкого до Игоря Угольникова и Олега Фомина — остались фильмом довольны. Значит, и пипл схавает.



Партнеры