Засекреченная мультипликация, или куда улетает «Буревестник»

Родители «выбирают» для своих детей «Бэтмена» и мультфильмы своего детства вроде «Простоквашино» и «Бременских». Они бы и рады посмотреть что-нибудь другое. Только не знают, где.

В минувшее воскресенье в Москве завершился Большой фестиваль мультфильмов, который можно охарактеризовать как «широко известный в узких кругах». Одиннадцать дней в девяти различных кинозалах с утра до вечера шли показы. Для самых маленьких, для тех, кто постарше, и для взрослых.

Пересказывать все не имеет смысла. Но кое-что хочется отметить. Традиционно – «Жихарку» – мультфильм Олега Ужинова из большого проекта «Гора самоцветов», который уже несколько лет получает приз за призом на фестивалях в Суздале, Иванове, Москве... Пересказ сказки про маленькую, но очень бойкую девочку, которую пыталась выкрасть лиса, вышел обаятельным, веселым и удивительно цепляющим. «Буревестник» Алексея Туркуса – остроумная зарисовка на тему уроков литературы и пресловутой поэмы Горького, которую, кажется, до сих пор заставляют учить наизусть – мультфильм с такой же блестящей «фестивальной» судьбой. «Девочка дура» – яркий дебют Зои Киреевой, рассказавшей историю первой влюбленности в детском саду. Можно назвать еще десяток мультфильмов.

Но вот фестиваль закончился, и встал логичный вопрос – где это все достать? Как показать это детям? Что сделать, чтобы родители узнали о существовании высококачественной современной российской мультипликации?

Как-то незаметно вошло в моду жаловаться на то, что хороших мультфильмов сегодня не делают. Мнение это ошибочно. Хорошие мультфильмы выходят – они не доходят до зрителя. Та же «Жихарка» уже не первый год странствует с одного фестиваля на другой. Но у ее создателей только два пути к зрителю: прокат в кинотеатрах и показ по телевидению.

На всю Россию уже прогремели полнометражные мульт-эпопеи про князя Владимира, Алешу Поповича и Добрыню Никитича. На подходе, говорят, – история об Илье Муромце. Для самых маленьких ежедневно по телевизору идет сериал «Смешарики». Детям нравится. Но мультфильмы, о которых идет речь, не вписываются в эту схему. Они короткие – от 10 до 20 минут. Это формат, не подходящий для кинопроката. И путь на телевидение для них так же закрыт, так как они – товар штучный, а каналы заинтересованы в показе сериалов. Никто не станет рушить и кроить свою сетку под «нестандарт». А ведь телевизор и кинотеатр – это единственная возможность «отрекламироваться», показаться сразу большой аудитории.

Есть и третий путь – продажа на кассетах и ДВД. Шанс, хоть и небольшой, обрести заслуженную широкую известность есть. Но многие ли родители согласятся взять для своего ребенка сборник абсолютно незнакомых им мультфильмов? Да ведь их еще нужно найти! Интереса для я решила «запросить» в крупных интернет-магазинах мультфильмы, вышедшие 2-3 года назад. На не то шестой, не то седьмой странице мне предложили сборник, в который вошел уже упомянутый мною «Буревестник». Но это же еще нужно знать, где и что искать!

А между тем продвинутым сетевым пользователям все эти мультфильмы давно известны. Они лежат практически в каждой локальной сети – многие даже в хорошем качестве. Качай, если не жалко трафика.

Александр Татарский несколько лет назад начал большой проект – «Гора самоцветов». Это мультфильмы, сделанные разными режиссерами по сказкам народов Российской Федерации. Их должно быть свыше пятидесяти, сейчас вышло больше половины. Практически все есть в Сети. Можно и купить – но аннотации так скудны и беспомощны, что это превращается в покупку кота в мешке.

Иван Максимов регулярно выдает "на-гора" очередное свое произведение. Его мультипликация рассчитана на детей старшего возраста и подростков. Однако до недавнего времени он распространял мультфильмы сам – дарил на кассетах друзьям и знакомым (у меня хранится такой подарок). Как только у людей появился доступ к неограниченному скачиванию – в Сети появились оцифровки с этих самых кассет.

Подростки у нас вообще обделены: их либо пичкают надуманными проблемами, сварганенными по шаблону для иностранных сверстников взрослыми, либо вообще отмахиваются от них – не та аудитория, в мультфильмах не нуждается. Так за бортом оказались шедевры Александра Петрова – нашего выдающегося мультипликатора из Ярославля. На его счету всего пять картин, созданных в уникальной технике «акварелью по стеклу» – из них 4 экранизации: «Корова» по рассказу Платонова, «Сон смешного человека» по Достоевскому, «Русалка», «Старик и море» по Хемингуэю, который получил самую популярную кинонаграду «Оскар», и «Моя любовь» по мотивам романа «История любовная» Ивана Шмелева. Не совсем уже детские истории, выполненные с невероятным мастерством, пока что гуляют по Сети в низком качестве. Не будь Сети – о них бы знало еще меньше людей. И хотя все понимают незаконность такой «добычи информации», даже немногочисленные зрители этих «фестивальных» мультиков просто не видят других вариантов. Они бы и рады смотреть любимые мультфильмы в хорошем качестве – но не знают, где их взять.

В Советском Союзе существовала цензура, которая могла не пропустить к зрителю талантливую вещь. Нынешняя цензура во многом хуже – это цензура рынка. Она убивает не менее жестоко. Студиям, чтобы жить, нужно, чтобы уже отснятое продавалось. Невозможно делать мультфильмы «в стол» – это слишком дорогое по нынешним меркам удовольствие, а государство отечественную мультипликацию поддерживает слабо. А покупать мультфильмы пока, кажется, никто не рвется. Так и живут они от фестиваля к фестивалю в Сети – «Буревестник», «Жихарка», «Девочка дура»…  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру