Однажды лебедь, рак и щука

Талант Галины Вишневской увековечили на кинопленке.

24 ноября 2007 в 09:57, просмотров: 719

Трудно оценивать творчество исключительно талантливых, одаренных и всемирно признанных людей. Трудно хладнокровно и трезво рассуждать о том, к чему другие стремятся страстно, отчаянно, не замечая трудностей, забывая обо всем, кроме вожделенной цели. Трудно гадать на кофейной гуще, «что это было»работа спустя рукава или хитроумный режиссерский ход. Трудно, но иногда приходится.

Режиссер Александр Сокуров снискал народную любовь и общемировое признание за такие картины, как «Молох», «Телец» и «Русский ковчег». Галина Вишневская, женщина с бархатным голосом и стальной волей, удивительная оперная певица. И, наконец, чеченская проблема – очень актуальная, животрепещущая, не оставляющая равнодушным никого. Однажды лебедь, рак и щука…

Бабушка военнослужащего приезжает в Чечню проведать служивого внука. Живет в казарме на армейских харчах, может днями ходить по военному лагерю, наблюдать за солдатами, расспрашивать их о том, о сем. За кратковременную побывку успевает сходить в ближайший город на рынок, познакомиться с местным населением, зайти в гости к продавщице, поговорить с ней за жизнь. Впрочем, это все как бы между делом. Главное – Александра Николаевна получает возможность повидаться с внуком. Через неделю заботливая бабушка собирается в обратный путь и покидает гостеприимную базу.

Тут начинается самое интересное – поиск смысла. На премьере Галина Павловна высказала свое видение этого самого смысла. Героиня Вишневской представляется ей «не просто бабушкой российского солдата, но своеобразной прародительницей всего российского народа. И на базу она приезжает и смотр солдатам устраивает, чтобы оценить, что же она наделала и что теперь с этим всем делать». Ну, как вариант.

В фильме не прозвучит ни единого выстрела. Бронетранспортеры разъезжают, автоматы начищают, но выстрела – ни единого. Ни единой батальной сцены. Ни единой капли крови. Вообще, если абстрагироваться от текущей геополитической ситуации на Кавказе, то вообще непонятно, почему военная часть до сих пор дислоцирована у разрушенного города. Между тем война продолжается. Чеченская женщина в разговоре с Александрой говорит: «Мужчины могут спорить, воевать, но мы, женщины, с самой встречи – сестры». Итак, получается вторая идея: кому нужна эта война? Кто с кем и ради чего воюет?

Впрочем, есть еще и третий лейтмотив, который мне представляется наиболее очевидным. Сам Сокуров признается: «Сценарий я писал специально под образ Галины Павловны. Если бы она не согласилась участвовать, фильма бы не было. К тому же, решение о необходимости начала съемок фильма о добрых людях накладывается на давно появившееся желание увековечить великий талант этой женщины». Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что «Александра» – спектакль одного актера. И цель у фильма одна – оставить светлый образ Галины Павловны в памяти потомкам.

И это, пожалуй, весь позитив, который остается в памяти от фильма. Что касается самой актерской игры, то для художественного фильма все диалоги слишком непродуманны, словно все снималось с первого дубля, причем у актеров вообще не было сценария. Как будто режиссер вкратце описывал происходящее и предоставлял актерам выбирать реплики по своему усмотрению. А для документального кино не хватает реалистичности – чувствуется, что актеры пытаются заполнить паузы даже там, где это оказывается лишним.

Есть несколько накладок смыслового характера. Например, мне с трудом верится, что бабушку военного так запросто пустят на территорию военной базы, позволят прогуливаться между БТРами, проходить мимо КПП и так далее. Да и военная база, на которой за неделю ни один солдат не ругнулся – из области фантастики.

Разумеется, это мелочи, которые могут считаться смысловыми вариациями гениального режиссера. А, быть может, таковыми и являются. Может быть, это будет улавливаться со вторым или третьим просмотром. Но пока что впечатление от фильма однозначное – нечеткое размышление без вступления и завершения о межличностных отношениях и военных положениях.



    Партнеры