Достоевский в раю

Москве показали фильм Вуди Аллена “Мечта Кассандры”

18 декабря 2007 в 18:30, просмотров: 5143

Новый фильм известного и среди широкой публики, и любимца интеллектуалов Вуди Аллена пришелся нынче к московскому двору как нельзя кстати. Дух Достоевского, потревоженный нашими телеканалами — на одном только закончилось “Преступление и наказание”, на другом сразу стартовали “Бесы”, — появлению алленовской “Мечты Кассандры” только порадуется.

Последний фильм из лондонской трилогии “певца Манхэттена” — это Достоевский в раю, это “Преступление и наказание” на фоне рая земного — Лондона: скромно обаятельных дорогих кварталов и буколических пригородных пейзажей.

Только вместо старухи-процентщицы на пути к счастью простых лондонских парней — братьев Терри (Колин Фаррел) и Йэна (Эван Макгрегор) — стоит коллега по бизнесу их дядюшки, нечестным путем наоткрывавший клиники пластической хирургии от Голливуда до Китая. Дядя выдает деньги только за убийство компаньона, грозящего вывести того на чистую воду. И парни, заметьте, не голодают и копейки не считают. Деньги им нужны для того, чтобы “накормить” подзуживающих их бесов. Один, Терри, автослесарь — страстный игрок, за вечер проигравший взятые под большие проценты 90 тысяч фунтов. Второй, Йэн, мучим желаниями жить не по доходам помощника управляющего рестораном и представился уже своей девушке — начинающей актрисе (Хэйли Этвелл) — как владелец пары отелей в Калифорнии и потому должен соответствовать.

Но страдания у них вполне достоевские. Хотя формально, конечно, сценарий к знаменитому произведению никакого отношения не имеет, более достоевское по духу кинопроизведение, адекватное современному контексту, сложно представить — “нью-йоркский невротик” попал в “десятку”. Страдания души развиваются на фоне внешнего благополучия, которого братья даже не замечают, ибо он для них настолько привычен, как для столичных жителей супермаркеты. Но, как известно, чудеса цивилизации никогда не отменят вечного вопроса Раскольникова: “Тварь я дрожащая или право имею?” У простых лондонских парней, живущих в начале ХХI века, своя аргументация: “Были б мы в армии, получили приказ, неужели размышляли бы: убить или не убить?” Понятно, что ничем хорошим соглашение с дьяволом — богатым дядюшкой — для них кончиться не может. Кстати, больше рефлексирует и доводит себя до самоуничтожения как раз работяга-слесарь Терри, а не любитель богемных компаний Йэн. Да, “Мечты Кассандры” — название купленной братьями старенькой яхты, и это последняя их общая воплощенная еще детская мечта. И назвали они ее так, не подумав, что Кассандра предсказывала только смерть да разрушения.

В умелых руках Вуди Аллена даже такие “отблокбастеренные” актеры, как ирландский хулиган Колин Фаррел и любитель мотоциклов Эван Макгрегор, изображая свои страдания, достигают, пожалуй, мхатовских высот. Причем сыграно это все без надрыва, минималистично, но оттого не менее пронзительно по результату.

“Мечта Кассандры” — классический алленовский фильм: ироничный по духу, тонкий по стилю, лаконичный по форме и емкий по содержанию — из тех, что смотреть и пересматривать, получая удовольствие от тихого шока от увиденного.

...Странно, но на премьеру по случаю выхода лучшего фильма сезона VIP-интеллектуалов собралось немного.

Похудевшая чуть ли не вполовину себя прежней Елена Ханга с какой-то невероятной чалмой на голове, супруга Безрукова Ирина без мужа, Татьяна Геворкян да Артем Ткаченко с Равшаной Курковой, которые в отличие от остальной богемы в VIP-зону не пошли, предпочтя ей канапе да виски среди народа.



Партнеры