Фанера против металла

Герой киберпанка противопоставляет сакральность инфернальности

Поп-звезды прошлого порой задумываются о том, как напомнить о себе. Слишком скоротечна музыкальная мода, и сегодняшние потребители новомодной музыки порой не представляют, как выглядел музландшафт в стране лет 15 назад, не считая, конечно, многовековых архипелагов вроде Пугачевой, Ротару, Леонтьева или Киркорова. А задумываясь, они подчас совершают весьма экстравагантные поступки.

Самый неожиданный “камбэк” в ушедшем году совершила весьма пестрая компания в составе Андрея Якушина, Светланы Разиной и Ромы Жукова. Что ни имя — то легенда. Троица создала движение “Фанера против металла” и взорвала как музыкальный Интернет, так и музыкальную общественность. Мало кто понимал, что происходит, но обсуждали это на всех углах, особенно пассаж мадам Разиной о том, что ее музыку следует считать не попсой, а настоящим панком.

“Фанера” давно стала синонимом общественного зла. С ним положено бороться. Иосиф Кобзон на это благое дело даже Госдуму поднимал. А тут — “фанера” сама борется, да еще против благородного “металла”! Манифесты, брифинги, новый альбом от Якушина Fakel, разосланный всем критикам страны и готовый уже обновить музыкальные прилавки.

— Что происходит? — с этим вопросом “ЗД” обратилась к одному из авторов скандала Андрею Якушину.

— “Фанера” — это некое обобщающее понятие, — пояснил музыкант, — философская фигура речи. Из фанеры можно построить, например, аэроплан и улететь в далекую страну, где все счастливы. Из металла же делают орудия убийства и бездушные механизмы. Переплавленный в звонкую монету металл превращает наше существование в отупляющую гонку по кругу, выжигая из нас главное, ради чего создан человек, — любовь. Как любит повторять мой друг Рома Жуков — когда занимаешься созидательным трудом, вряд ли кому-то придет в голову напевать что-нибудь из репертуара группы “Мастер”. В такие минуты люди думают о чем-то легком и позитивном.

— Так это не в буквальном смысле борьба с “металлом”? Это — аллегория? Вы всех запутали…

— Нет, про “металл” — в прямом смысле. Мы против отупляющей музыки. А “фанера” — как раз метафора. Мы не имеем в виду исключительно технический прием. Все мы так или иначе используем “фанеру” на своих выступлениях, у нас раньше даже клавиши были фанерными. Помните эти романтические времена? Фанера — всего лишь строительный материал, но это не значит, что мы всегда поем под фонограмму. Хотя сейчас обнаружилось другое печальное поветрие — отказ от качественно записанной музыки в пользу фальшивого бряцанья по струнам. Это самый распространенный “музыкальный” комплекс. Все, кто раньше исполнял свою музыку под фонограмму, ринулись петь “живьем” в угоду моде, что еще глупее, потому что не у всех это хорошо получается, а страдают уши слушателей.

— Глубокомысленно. А не проще было просто выпустить альбом Fakel — он ведь и впрямь хороший, эстетский, кибер-панковый, модный — и на этом успокоиться? А то у всех уже мозги закипели, никто не может понять — что за “фанера”, против какого “металла”…

— Это не пиар, а наша искренняя озабоченность. Мы против музыки, которая ведет в никуда, ломает и отнимает жизнь. Гребенщиков пел: “Жить быстро, умереть молодым — это старый клич, но я хочу быть живым”. И я хочу, чтобы мои дети и их сверстники остались в живых, прожили долгую счастливую жизнь, а не сгорели на “быстром” или “медленном”.

— Так это “металл” во всем виноват?

— Еще в 1984 году я опубликовал в газете “Советская культура” статью “Ложные ценности”, где предупреждал об опасности деструктивного влияния “тяжелого металла” на свое поколение.

— Тогда досталось не только KISS, но и группе “Автограф”. Но все-то понимали, что это был стеб, отвлекающий маневр для советской цензуры, чтобы протащить в прессу позитивное упоминание о фактически запрещенных тогда группах — “Аквариуме”, “Кино”, “Зоопарке”. Разве не так?

— Отчасти. Это были мутные времена. Но я вполне серьезно говорил и о “бездушии механических звуков”. Я совершенно осознанно противопоставлял интеллектуальную, хотя и запрещенную тогда музыку этих групп бездуховности “металла”. Тогда эта эпидемия только начиналась, а спустя несколько лет толпы подростков, надев напульсники, уже вовсю “ковали металл”, размахивая “козой дьявола” на концертах “Коррозии”, “Шаха”, “Легиона” и прочих “рыцарей тьмы”. Угар, угрюмый пафос тяжелой музыки выстраивали в душе подростков стену отчуждения, а потом заканчивались бесконтрольным порывом — “нажраться”, “обдолбаться”. Злой Рок часто догонял своих героев, отнимая у них жизнь. Можно вспомнить и Толю Крупнова, и “Чуму”, и многих других, кто уже положил свою судьбу на эту плаху… Теперь музыкальные стили трансформировались, законы коммерции разъели и “чистокровный металл”, но все же очередная волна молодежной разнузданности накрывает нашу страну. Посланием “Фанера против металла” мы и хотим обратить внимание людей на это.

— И какова ваша альтернатива?

— Это — наша музыка. Легкая, позитивная, с философией, освобождающей людей от комплексов, которые провоцируют отчуждение и саморазрушение. ФАНЕРА — это сакральный символ, олицетворяющий изменчивость жизни во всех ее проявлениях. А МЕТАЛЛ, рожденный в огне, — символ инфернальности и смерти.

— Будем осмысливать этот тезис, хотя сдается, что не все так просто в этой угрюмой жизни. И если бы только в “металле” была проблема! Но в любом случае — приз “ЗД” за самый затейливый камбэк сезона достается вам!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру