“Русалку” оценили только критики

Спецкор “МК” передает с Берлинского кинофестиваля

Первый большой кинофестиваль класса “А” завершил свою работу. 10 дней, 383 фильма, 1256 показов, гости из 125 стран — все позади. И который год подряд жюри обмануло все ожидания критиков. Присудив “Золотого медведя” самой загадочной картине — бразильской полудокументальной драме “Элитный отряд” режиссера-дебютанта Жозе Падильи.

На официальной премьере дали сбой английские субтитры, поэтому зрителям пришлось смотреть ленту на испанском языке. Конечно, потом организаторы устроили еще один просмотр “Элитного отряда”, но он совпал по времени с другой конкурсной картиной. В итоге можно только догадываться, скольким из 20 000 официально зарегистрированных зрителей Берлинского фестиваля удалось толком посмотреть фильм-победитель. Факт, но еще долгое время после объявления победителя в зале недоуменно перешептывались: “Элитный отряд — это что?..” А так называют себя бразильские полицейские, которые ведут ожесточенную борьбу с наркоторговцами в трущобах Рио-де-Жанейро. Фильм чем-то напоминает “Город Бога” Фернандо Мейррелиша, хотя и уступает ему по силе эмоций. Сам режиссер так не считает:

— Просто “Элитный отряд” и “Город Бога” — фильмы одной, бразильской школы. Я описываю схожую проблему. Но “Элитный отряд” — мой собственный взгляд на нее.

Главный фаворит фестиваля Пол Томас Андерсон получил всего лишь “Серебряного медведя” за лучшую режиссуру фильма “Нефть” из рук Александра Роднянского. И, словно извиняясь, Александр Ефимович тут же вручил Андерсону еще одного — уже за музыку.

— Мне очень приятно вручать эти призы Берлинале именно Полу Томасу Андерсону, — сказал Роднянский со сцены. — Мы были восхищены его мастерством и впечатлены результатом.

— Спасибо, Берлин! — довольно ухмыльнулся ему и залу Андерсон. — Я здесь чувствую себя как дома, честное слово! Что касается приза за музыку, то автор саундтрека Джонни Гринвуд не смог присутствовать сегодня по семейным обстоятельствам... Два дня назад он стал папой! Но я обязуюсь в целости и сохранности доставить ему эту достойную награду.

Надо признать, лихо начавшись с рок-н-ролльных ритмов “Роллинг стоунз” в документальном фильме Мартина Скорсезе “Да будет свет”, Берлинале изо дня в день терял в темпе. На закрытии директор фестиваля Дитер Косслик так и не нашел, кем восполнить нехватку звезд на красной дорожке. В итоге больше всех радости публике принес итальянский классик Франческо Росси, которого после присуждения ему несколькими днями ранее “Почетного золотого медведя” звали не иначе как “О, маэстро!”.

Зал встретил бурными аплодисментами решение жюри вручить “Серебряного медведя” за лучшую женскую роль Салли Хоукинс (“По воле случая”). Сама лауреатка, которая в этой категории подвинула номинантку на “Оскар” за драму “Майкл Клейтон” Тильду Суинтон (“Джулия”), со слезами на глазах посвятила приз своему режиссеру Майку Ли.

— Ой, он такой милый! — поцеловав “Мишку”, воскликнула актриса. — Майк, если ты меня сейчас видишь, — это и твоя награда тоже, спасибо тебе, я тебя люблю!

Еще одного номинанта на “Оскар” — Дэниэла Дэй-Льюиса за фильм “Нефть” — неожиданно обошел иранский актер Реза Наджи, получив приз за лучшую мужскую роль работника страусиной фермы в иранской картине “Песня соловьев”. Реза, высоко подняв “Медведя” над головой, громко и довольно агрессивно начал выражать свою благодарность жюри фестиваля и всему иранскому кинематографу. А вот японец Кумасака Идзуру, режиссер фильма “Эйсил — парк и любовный отель”, который получил приз за лучший дебют, был максимально миролюбив. Продюсер ленты Кейко Араки и вовсе рассказала трогательную историю про нелегкую судьбу некоммерческого кино в Японии, которое никто не хочет финансировать. Приз имени основателя кинофестиваля Альфреда Бауера достался симпатичной мексиканской картине “Озеро Тахо” о 16-летнем Хуане, решившем в автомобильном путешествии скрыться от семейных проблем. А документальная лента Эррола Морриса “Стандартная оперативная процедура” про судьбу иракских военнопленных в тюрьме “Абу-Грейб”, о которой так много говорили весь фестиваль, получила в итоге Гран-при жюри.

— Спасибо Дитеру Косслику за эту сумасшедшую идею впервые в истории Берлинале включить в основной конкурс документальную картину, — сказал режиссер-оскароносец. — И, конечно, жюри за этот почетный приз.

Анна Меликян за “Русалку” получила приз от немецкого отделения международной ассоциации кинокритики. Это вторая русская награда в Берлине в этом году. Ольга Попова, дочь режиссера Веры Сторожевой (“Путешествие с домашними животными”, “Небо. Самолет. Девушка”), удостоена приза Германской службы академических обменов за короткометражку “В теме”. Кроме официальной грамоты Ольге дали на три месяца ключи от квартиры в Берлине, возможность учиться в лучших киновузах Германии и 5000 евро “на карманные расходы”...

Нельзя не вспомнить об еще одном событии, произошедшем накануне закрытия. Это мировая премьера дебютного фильма известного ранее только телеработами Джастина Чадвика — “Еще одна из рода Болейн”. Фильм напоминает дурно написанный исторический роман о любвеобильном короле Генрихе VIII (Эрик Бана) и двух его фаворитках — родных сестрах Болейн (Натали Портман и Скарлетт Йоханссон), которых он в итоге предает. У Портман уже был не очень удачный опыт съемок в историческом фильме — у Милоша Формана в “Призраках Гойи”. Йоханссон, судя по всему, тоже не следует увлекаться уроками истории, да и вообще лучше держаться своего талисмана — Вуди Аллена.

— Конечно, наши костюмы были великолепны, — то и дело переходя на смех, рассказывала Натали Портман журналистам. — Но поверьте, ходить в них — одно мучение!

— Скарлетт, скажите, что имеет большую силу в отношениях — принуждение или любовь? — спрашивали “вторую сестру” журналисты.

— Я думаю… — актриса окинула зал томным взглядом, — все-таки принуждение любви.
В общем, обе красотки стали достойным украшением финала фестиваля. Жаль только на церемонию закрытия они не заглянули.

Берлин.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру