Бултых в прошлое

Как Борман, Череп, Спирт и Чуха сражались за Родину

25 февраля на экраны выходит фильм Андрея Малюкова “Мы из будущего”. Сюжет, что называется, валялся под ногами. Оставалось только нагнуться и поднять. Однако в сегодняшнем кино никто, кроме авторов этой картины, не догадался взять несколько современных раздолбаев и посредством провала во времени окунуть их в самое пекло боев 1942 года!

Четверо героев картины — набор вполне узнаваемых современных типажей. Лидер четверки — интеллигент со знанием немецкого и истории Второй мировой, за что и прозван Борманом (Данила Козловский). Скинхед Череп с фашистской идеологией в бритой башке и свастикой, вытатуированной на предплечье (Яглыч). Рок-музыкант Спирт (Андрей Терентьев) с шикарными дрэдами и единственной страстью — музыкой. Очкастый Чуха (Дмитрий Волкострелов), подсевший на компьютерные стрелялки. Все они — “черные следопыты”, ведущие раскопки на местах бывших боев, чтобы добытые ордена и оружие сбывать коллекционерам.

Бултыхнувшись в озеро, парни в чем мать родила выныривают в 1942-й, где озерцо это оказывается аккурат на линии фронта. Респект начинающим актерам: они отыгрывают ситуацию, не теряя заданных характеров, но и со всей гаммой переживаний и последующим постепенным… Нет, не перерождением, а открытием другой сущности, которая просто спала, не имея объективной возможности проявиться.

Режиссер Андрей Малюков, зарекомендовавший себя отличным баталистом (“В зоне особого внимания”, “Спецназ”) и мастером психодрамы (“Бабочки”), показывает войну с непосредственностью прямого, нацеленного на достоверность взгляда. И с опосредованностью взгляда косвенного, преломленного через опыт и даже штампы отечественного военного кино. Фильм балансирует на этой грани: сцены боев сняты всерьез, остальное — стилизовано, прошито цитатами из фильмов. Для зрителей продвинутых — намеки, например, на “Иваново детство” Тарковского. Есть и цитаты, мгновенно узнаваемые, вроде легендарной фразы “После первой не закусываю” — из фильма Бондарчука “Судьба человека”.

Самой, наверное, сложной для всех — режиссера, операторов (Владимир Спорышков, Ольга Ливинская), композитора (Иван Бурляев), актеров (включая мастеров: Бориса Галкина, Сергея Маховикова, Даниила Страхова) — была задача сделать честное кино про войну, интересное молодым зрителям.

Кажется, уже сюжетный ход — современные ребята, угодившие в Великую Отечественную, — обречен на удачу. Но здесь-то и засада. Переберешь с пафосом — проедешь мимо кассы. Не соблюдешь меру комического — скатишься до дешевого заигрывания с самым невзыскательным зрителем. Порой срыв в ту или иную сторону оказывается почти неминуемым. И здесь самый уязвимый персонаж не добрый старшина (Борис Галкин) и даже не героический разведчик Соколов (Сергей Мухин), а медсестра Нина (Екатерина Климова). Единственная девушка в мужской команде героев, она изначально, по сюжету, обречена на гибель. Ее любовь с гостем из будущего слишком предсказуема. Ее манеры и облик, включая мини-юбку и качественный маникюр, — уступка залу, жующему попкорн. К оправданию авторов, уступка вынужденная — мосты-то надо наводить. “Отцы” неизбежно склоняются перед “детьми”. Даже когда учат на таких жестких примерах, как война.

На вопросы о Великой Отечественной, современной молодежи и фильме “Мы из будущего” “МК” попросил ответить членов съемочной группы. Исполнитель роли старшины актер Борис Галкин сказал:

— Для молодых людей особенно важно, чтобы не было вранья. И ребята, сыгравшие в фильме моего давнего друга режиссера Андрея Малюкова, чрезвычайно правдивы. Я сам, когда снимался, думал об отце и матери, прошедших войну, про деда моего, который погиб в Великой Отечественной. Хорошо помню боевых друзей моего отца — даже запах их шинелей. Как нынешним молодым артистам удается чувствовать то время? Генная память — все же больше, чем актерство.

Автор музыки к фильму композитор Иван Бурляев был более скептичен:

— Сегодняшняя молодежь, на мой взгляд, далека от темы Великой Отечественной. Раз про войну — значит, ура-патриотизм, а это скучно. Моя сестра, а она моложе меня на одиннадцать лет, во время просмотра “Мы из будущего” спрашивала: “А кто такой Борман? Что значит “особист”?” И это девочка из достаточно культурной семьи! Надеюсь, в фильме до зрителей донесены важные вещи, которые авторы не вдалбливают, а просто дают возможность пережить. Патриоты меня часто ругают: “Что ж ты, Ваня, русский композитор, находишься под влиянием Голливуда?” Но если хочешь говорить на языке современного зрителя, то почему не использовать опыт голливудских композиторов?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру