Без цензуры

Почти документальная драма про Ирак с элементами черного юмора.

Эта вымышленная история основана на реальном эпизоде иракской войны и смонтирована из мастерски сымитированных Де Пальмой любительских видеозаписей (которые делает один из солдат, мечтающий стать великим оператором), роликов с пропагандистских сайтов обеих сторон конфликта, видеопротоколов допросов, телерепортажей и съемок французского документального фильма о войне в Ираке.

Ирак, 2006 год. Группа американских солдат каждый день выходит на блок-пост. Каждый день их нервы напряжены до предела. Кругом враги, каждый квадратный метр занимаемой ими территории нужно почти каждый день "зачищать", чтобы не подорваться на мине. К тому же давно обещанное возвращение домой каждый день откладывается. Напряжение выливается сначала в расстрел не остановившейся на блок-посту машины, в которой араб вез свою беременную сестру в больницу, а чуть позже  - в изнасилование и убийство 15-летней девушки и ее семьи. Один из солдат (МакКой) пытается остановить преступление, другие до конца не верят в реальность происходящего и тоже пытаются отговорить своих товарищей, но теряют  контроль над ситуацией. Мак Кой, вернувшись домой, все рассказал, но никто ему не поверил или же просто не принял всерьез этот рассказ. Оператора, снимавшего все происходящее, похитили и убили родственники погибших. Двое же рядовых, которым пришла в голову идея этой веселой вылазки, вообще не испытывают никаких угрызений совести.

Понятно, что в некоторых людях изначально заложена эта дикая жестокость и "полное презрение к человеческой жизни" (так в новостях комментируют действия террористов, но их вполне можно отнести и к солдатам, совершающим подобные преступления). Так могли бы себя повести многие люди, оказавшиеся в положении более сильного.

Вопрос в том, можно ли людей изначально ставить в такие условия, когда эта сторона человеческой натуры просто не может не проявиться во всей своей ужасающей полноте. В ситуацию, когда у подонков есть оружие, сознание своей полной безнаказанности и сформулированное на государственном уровне оправдание для собственных действий.

За этот фильм  Де Пальму уже обвинили в радикализме, а в новостях на канале Fox о ленте рассказывалось как о "крайне левом выступлении". А купить в прокат этот фильм решилась только одна компания - Magnolia Picture.

Основной посыл фильма выражен в диалоге солдат в начале фильма: снимающий все, что видит вокруг рядовой говорит своему товарищу: "Камера никогда не врет". На что тот ему резонно отвечает: "Да ладно, только этим она и занимается".

Даже если это камера любительская, и даже при современных технологиях и бесконечных каналах распространения видео, камера не может не врать, и только сопоставив разные точки зрения, можно составить более или менее адекватное представление о действительности.

Фильм этот балансирует на грани между гражданской позицией и некоторым цинизмом, переходящим в черный юмор. Так, объясняющий рядовым правила безопасности офицер сам подрывается на выставленном на улицу кресле, от которого только что отогнал своих подчиненных, а оператора похищают ровно в тот момент, когда он перед камерой упивается своей будущей славой.. Не зря Де Пальма начинал свою карьеру с сатирических комедий и триллеров. Сегодня людей так трудно чем-то удивить и шокировать, что без определенной доли цинизма просто невозможно поднимать подобные темы.

В оригинале у фильма ровно противоположное название – Redacted, то есть отредактировано, подвергнуто цензуре. Об этом, в принципе, по словам самого режиссера и снят фильм. "Термин «редактирование» становится синонимом слова «цензура». Истинная история Иракской войны была отредактирована корпоративными СМИ. Если мы сами затеваем беспорядок столь колоссальных пропорций, то не должны закрываться от ужасающих образов, ставших его следствием," – так прокомментировал режиссер свою новую работу. Нечто подобное он уже проделал в фильме "Военные потери" о войне во Вьетнаме.

Конечно,  каким бы сильным и смелым ни был фильм, он не может всерьез на что-то повлиять. В конце концов, война продолжается до сих пор.

Впрочем, это совсем не значит, что на эту тему не нужно рефлексировать и снимать фильмы. В конце концов, реакцию американцев на войну во Вьетнаме в большой степени подготовили именно режиссеры, честно рассказавшие о ней в своих фильмах.

 

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру