“…не место” в Голливуде (ФОТО)

Александр Невский: “Когда шла церемония, в зале говорили: “Не надо давать премию русским”

25 февраля 2008 в 17:34, просмотров: 836

Итоги “Оскара-2008” утешают сердца азартных любителей кино как никогда. “Старикам тут не место”, братья Коэны, Хавьер Бардем, Дэниел Дэй-Льюис, “Рататуй” — всем им достались награды. За них болели киноманы во всем мире, на них ставили в букмекерских конторах. И лишь в “забеге” за лучшую женскую роль вместо ожидаемой Джули Кристи за “Оскаром” на сцену вышла француженка Марийон Котийяр, сыгравшая Эдит Пиаф в биографической ленте “Жизнь в розовом цвете”. Француженка обошла и Кейт Бланшетт, на чью Елизавету также делали приличные ставки, и Джули Кристи, которая в силу возраста просто обязана была получить статуэтку.

Нашим не досталось ничего. Ни Петрову за анимацию, ни Бодрову, ни Михалкову, которые вдвоем были представлены в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”.

Вообще, юбилейный, 80-й “Оскар” практически лишил нас возможности позлословить. Академики наконец твердо решили, что кино — это развлечение, тем более что над “Оскаром” вообще висела угроза отмены церемонии в связи с забастовкой сценаристов. Поэтому, как только угроза отменилась, вся голливудская рать радостно бросилась праздновать, забыв наконец о разумном, добром, вечном, что так занимало их в предыдущие годы. Они толком не поощрили ни один политически острый фильм: ни “В долине Эла”, где затрагивается иракская проблема, ни “Катынь” Анджея Вайды о трагедии польского народа во Второй мировой войне, ни покаянные перед Чечней “12” Никиты Михалкова. Всему — и распределению наград, и настроению — тон задавал один фильм — “Старикам тут не место” братьев Коэнов. Его 8 номинаций превратились в четыре крепкие статуэтки: за лучший фильм, лучшую режиссерскую работу, лучший адаптированный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана (Хавьер Бардем).

Но туго, вероятно, пришлось бы голливудским академикам, будь имя Бардема в списке лучших актеров. В этом случае им опять пришлось бы выбирать между двумя лидерами гонки задолго до раздачи наград. “Нефть” Пола Томаса Андерсона получила те же восемь номинаций на “Оскар”, что и коэновский фильм. Однако перспективы его картины, по мнению многих, были не столь радужны. Хотя бы потому, что американцы, как известно, всему предпочитают насилие. И мировая критика не ошиблась в том, что между драмой, выматывающей душу, как “Нефть”, и черной комедией, излучающей сарказм по поводу всего на свете, как в “Старикам тут не место”, “оскаровские” академики выберут второе.

Приз за лучшую мужскую роль достался Дэниелу Дэй-Льюису, сыгравшему нефтяного магната Дэниела Плейнвью в ленте Андерсона. Для Льюиса это уже второй “Оскар” (первый он получил в 1990-м за фильм “Моя левая нога”). Его конкурентом на награду по-настоящему был лишь Джордж Клуни за роль адвоката-чистильщика в “Майкле Клейтоне”, и то лишь потому, что Клуни — любимец Америки. В отличие от Льюиса, который и снимается когда захочет, а не когда народ требует, и вообще актер, далекий от широких народных масс. “Майклу Клейтону”, впрочем, досталась своя награда — Тильда Суинтон получила статуэтку за лучшую женскую роль второго плана, оставив и в этой номинации за спиной Кейт Бланшетт, у которой были все шансы и на этот “Оскар” за роль Боба Дилана в картине “Меня там нет”. Кстати, все лучшие актеры нынешнего “Оскара” — не американцы: Дэй-Льюис и Суинтон — британцы, Котийяр — француженка, Бардем — испанец. Может, это хитрый ход — новая политкорректность? Или запоздалое признание того, что европейская актерская школа сейчас востребована в силу большей тонкости и глубины?..

Сценаристы хоть и перестали бастовать, все же внесли свою лепту в нынешний “Оскар”. Результат забастовки — 2 млрд. долларов чистого убытка, вялая, совершенно не праздничная церемония вручения премий, масса отменившихся закрытых вечеринок с их непременным атрибутом — именитыми кинозвездами.

— Почему отменяли вечеринки? — напрямую спросили мы по телефону Александра Невского, актера и продюсера, единственного россиянина — единственного русского, который аккредитован в Голливуде в качестве журналиста.

— Понимаете, все были уверены, что самого “Оскара” в этом году не будет из-за забастовки. И было невыгодно, чисто по коммерческим соображениям, вкладывать в них деньги. Даже Элтон Джон отменил свою вечеринку, а ведь он каждый год после “Оскара” принимает гостей. Хотя некоторые мероприятия все-таки состоялись. Я только что вернулся с так называемого Бала губернаторов — это вечеринка управляющих киноакадемии. Ее в среднем посещают порядка 1000 человек. В первую очередь это счастливые обладатели “Оскара” и их гости. А в минувший четверг в отеле “Маркиз”, что в Западном Голливуде, проводили вечеринку в честь Никиты Михалкова и его фильма “12”. Пришло много влиятельных кинокритиков. Из звезд помню Мартина Ландау, Роберта Дювалля. Надо сказать, многие предрекали ленте неплохие шансы на победу.

— Так почему же нам не дали “Оскар”? Что об этом сейчас говорят?

— Картина “Фальшивомонетчики” оказалась более простой по восприятию, чем “12” Михалкова или “Катынь” Вайды. Это и сыграло свою роль, так мне кажется. Еще рискну предположить, что членам академии понравился взгляд режиссера на поднятую в фильме тему. “Фальшивомонетчики” — история человека, который, находясь в немецком концлагере в годы войны, занимался изготовлением фальшивых денег, американских, английских. С помощью этих денег нацисты пытались подорвать экономику своих противников. Когда шла церемония, я сам слышал несколько высказываний вроде: “Не надо давать премию русским”. Но я не думаю, что киноакадемики голосовали по политическому признаку. Никаких подводных течений, абсолютно. Европейское кино сегодня пользуется в Америке большим спросом. Наглядный тому пример — “Оскар” Марийон Котийяр за роль Эдит Пиаф. Фильм, на секундочку, совершенно европейский, снят полностью на французском языке. Не нужно говорить, что “русских прокатили в Голливуде”. Поверьте, что одна только номинация на эту премию стоит очень дорого. И здесь об этом все прекрасно знают. Я видел членов русской делегации в зале, они стойко “держали удар”.



    Партнеры