Александр Ф. Скляр: “Главное — не зарастать жиром”

Рок-н-ролл на шестом десятке

13 марта 2008 в 16:28, просмотров: 809

Вот уж для кого возраст не имеет большого значения. Не исключено, что Александру Ф. Скляру просто некогда стареть. “Ва-Банкъ”, активная сольная карьера, телевидение, радио, кино. Но, несмотря на такой разброс интересов, Скляр по-прежнему альтернативщик до мозга костей.

На днях артисту исполнилось полвека, и отметил он юбилей далеко не банальным застольем. Был концерт, на котором музыкант представил материал с нового сольного альбома “Город Х”, была премия “Чартова Дюжина”, где рок-авторитету вручили награду, и, наконец, была весьма эксцентричная высадка на льды Белого моря в компании Лаймы Вайкуле, Артемия Троицкого, Алены Свиридовой, и Виктора Гусева. Звезды активно возмущались варварским истреблением желтышей (детенышей гренландских тюленей) и призывали местных поморов, практикующих этот промысел, одуматься, пока не поздно. В свое время участники U2 и сэр Пол Маккартни тоже были замечены в подобных акциях. На снегу, правда, в отличие от Скляра и Ко не лежали, не иначе здоровье берегли. Наш юбиляр, напротив, всегда отличался решительными жестами и не менее решительными высказываниями. Самые свежие — в сегодняшней “ЗД”.

О новом альбоме

• На “Городе Х” собраны песни разных лет, большинство из которых не публиковалось. За исключением “Драки”, вышедшей на моем предыдущем альбоме (просто она здесь очень подходила), и “Высшего Пилотажа”, англоязычную версию которого можно услышать на нашем первом зарубежном альбоме. Я заметил, что многие старые песни не потеряли актуальности и по-прежнему созвучны моему нынешнему настроению. Может, и более созвучны, чем 20 лет назад. Однако подход к записи мы изменили принципиально. Чаще всего я сочиняю и наигрываю на гитаре.

Наверное, впервые я их просто напел и передал моему давнему знакомому, очень талантливому электронщику Олегу Литвишко для того, чтобы он предложил музыкальное направление. Не скажу, что я отдал и забыл про них: мы с Олегом постоянно что-то обсуждали. Но я не припомню ни одного принципиального расхождения. Были, конечно, и неожиданности. Например, версия Олега песни Вертинского “Джонни” стала для меня настоящим сюрпризом, потому как я даже не догадывался, что такое можно сделать из Вертинского. Конечно, что-то шло вразрез с моими представлениями об этих песнях, но это что-то и было той самой территорией, на которую я не заходил ради целостности альбома. А он таким и получился.

О музыкальном возрасте

• У “Ва-Банка” есть свой стиль, своя атмосфера, за которую нас любят, и сделать что-то принципиально новое в рамках нашего коллектива, наверное, очень трудно. Последний раз такое получилось на альбоме “Нижняя Тундра”, то есть десять лет назад. Но это не значит, что запись каждого нового альбома должна превращаться в рутину и обязаловку. Вот, например, последний альбом Пола Маккартни. Пожилой дядька, практически все сказавший в рок-н-ролле, но на его новой пластинке я услышал две удивительно пронзительных песни. А саму идею песни никто не отменял. И если ты в состоянии написать красивую вещь, то это значит, что ты не зря этим занимаешься. Тебе даже простят отсутствие революционности в твоей музыке — это найдут у более молодых. Но никогда не простят, если начнешь зарастать жиром и выпускать альбомы только ради того, чтобы они появлялись на прилавках.

О новых музыкальных технологиях

• Мне, наверное, уже не удастся пожить на роялти от продажи альбомов, и это, конечно, не очень хорошо. Я бы играл поменьше концертов, более тщательно к ним готовился, думал о необычных площадках и так далее. И вряд ли распространение музыки через Интернет как-то изменит ситуацию, в которой живут все наши артисты. Хотя пример Radiohead, которые свой последний альбом продавали только по Сети — и не прогадали, очень показателен. До нас, правда, все передовое, происходящее в мире, по-прежнему докатывается гораздо позднее. Как бы мы ни кичились своими нанотехнологиями, в которые я, кстати, не верю. Уж если в России не научились до сих пор выпускать автомобили с автоматической коробкой передач, то о каких нанотехнологиях может идти речь… Туфта все это и замыливание мозгов.

Об артистах и власти


• Меня очень расстраивает, что мы, зачастую помимо нашей воли, оказываемся вовлечены в политическую жизнь. Музыкантов туда буквально силком затягивают. Мы — артисты, мы должны всегда быть немного в оппозиции, мы не имеем права заигрывать с властью, потому что это нарушает нашу творческую свободу. Я максимально стараюсь дистанцироваться от всего, что связано с политикой. И мне искренне жаль людей, которые в силу каких-то обстоятельств вынуждены говорить вещи, которые могут быть двояко восприняты аудиторией: или ты действительно так думаешь, или тебя принудили так сказать. Нет ничего печальнее, когда творческий человек должен принести в жертву карьере свой взгляд на мир. Такие вещи до сих заставляют меня ежиться.



Партнеры