От “Обыкновенного фашизма” до Тарковского

Майя Туровская: на границе искусств

24 марта 2008 в 16:50, просмотров: 493

Кинопремия “Ника”, торжественная церемония вручения которой в 21-й раз состоялась в пятницу, — одна из немногих, кто замечает людей, остающихся за кадром, но оттого не менее важных в кинопроцессе. Это в первую очередь кинокритики и киноведы. В этом году специальная “Ника” “за вклад в кинематографические науки, критику и образование” досталась одной из самых ярких представителей киноведческого цеха — Майе Туровской.

— Я могу сказать о себе словами из “Евгения Онегина”: “Хоть человек он неизвестный, но уж, конечно, малый честный”, — так Майя Иосифовна поблагодарила академиков за премию.

Майя Туровская родилась в 1924 году в Харькове. Окончив филологический факультет МГУ и театроведческий факультет ГИТИСа, она долгие годы занималась театральной критикой. Но по-настоящему известной Майя Иосифовна стала именно как кинокритик. Расцвет творчества знаменитого киноведа пришелся на знаковые для страны 60-е — время “оттепели”.

В 65-м году вышел легендарный документальный фильм Михаила Ромма “Обыкновенный фашизм”, одним из авторов сценария к которому была Туровская — блистательный знаток немецкого языка и истории пропаганды фашизма в немецком кино. Тогда она и подумать не могла, что поднимаемые в “Обыкновенном фашизме” проблемы будут актуальны и более чем через сорок лет — в наши дни.

В 70-е и особенно в 80-е годы авторитет Майи Туровской как киноведа столь велик, что ни один абитуриент ВГИКа, собравшийся поступать на киноведческое отделение, не мог позволить себе не прочитать хотя бы одну статью Майи Иосифовны. По сценариям Туровской снято около десятка документальных фильмов, среди которых “Петр Мартынович и годы большой жизни” (1976), “Художник и время. Александр Тышлер” (1992), “Сентиментальный гротеск, или Художники Еврейского театра” (1996), “Дети Ивана Кузьмича” (1997). Доктор искусствоведения и ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства с 1973 года, Майя Туровская активно пишет книги: “Да и нет. О кино и театре последнего десятилетия”, “На границе искусств. Брехт и кино”, “Герои “безгеройного времени”. На Московском международном кинофестивале 1989 года она представила ретроспективу “Кино тоталитарной эпохи”.

Сегодня Майя Туровская часто живет и работает в Германии. Именно в Мюнхене ее застала радостная весть о решении академии присудить ей почетную “Нику” “за вклад в кинематографические науки, критику и образование”.



Партнеры