Премьеру нового фильма Антонио Бандераса “Летний дождь” предварял тематический фуршет. Томатный суп “от любимой бабушки Антонио”, традиционные испанские закуски “во вкусе семьи Бандерас”. Суп был действительно вкусным, а среди закусок выделялась аппетитная свиная нога, от которой официант ловко отрезал идеально ровные ломтики. Звучала испанская речь — среди гостей присутствовали натуральные испанцы. А после демонстрации фильма всем женщинам раздавали бордовые розы, что было как бы приветом от галантного “латинского любовника” Антонио.
“Летний дождь” — вторая режиссерская работа популярного актера. Дебютировал он почти стопроцентно американским фильмом “Безумие в Алабаме” (1999) с любимой женой Мелани Гриффит в главной роли. Новая же картина — стопроцентно испанская, и не только в смысле производства. Место действия — Андалузия, город Малага, родина Бандераса. Время действия — конец 70-х, годы юности для Антонио, годы больших перемен для Испании, обретавшей свободу после заката режима Франко.
Свобода — главное, чем грезят юные герои фильма, трое друзей. Главный — Мигеле, только что перенесший тяжелую операцию, хочет стать поэтом. Двое других — вырваться из уз сложных семейных отношений, продемонстрировать свою независимость лживым и продажным “предкам”. Обновленная Испания — молодые герои, болезненно и решительно порывает со старой — матерями, отцами, дедами. А свобода для молодых людей рифмуется с любовью, обретенной всеми тремя летним солнечным днем у кромки бассейна. Мигеле полюбит юную очаровательную танцовщицу, а один из его друзей — толстую проститутку, обитающую в каких-то развалинах, которая откровенно смахивает на Сарагину из шедевра Федерико Феллини “8 1/2”.
В “Летнем дожде”, конечно же, присутствует непременная испанская триада: танец (правда, не фламенко, а классический балет), любовь с доброй толикой секса, снятого довольно откровенно и в то же время красиво, и смерть, поджидающая некоторых персонажей в финале картины.
Испанца Бандераса, принятого в Голливуд на вакантное место “латинского любовника”, не раз заставляли примерять более жесткий образ мачо, что ему вполне удавалось. Но в душе он всегда оставался романтичным, нежным на грани женственности, преданным жене и детям. Семь месяцев съемок “Летнего дождя” больше всего огорчали его вынужденной разлукой с семьей. Все это — романтизм, нежность, слегка приправленные жестокостью, — присутствует в атмосфере “Летнего дождя”, где сорокашестилетний Антонио бросил ностальгический взгляд на свою молодость. И отдал дань своему кинематографическому истоку — фильмам Педро Альмодовара, открывшего его для кино. Есть даже некая трогательность в том, как режиссер Бандерас пытается следовать манере Альмодовара: такая же сюрреалистическая манера повествования, торжествующая чувственность и, наконец, Виктория Абриль — любимая актриса мэтра и партнерша Антонио по фильму Альмодовара “Свяжи меня”.
Абриль сыграла в “Летнем дожде” символичную роль женщины-судьбы. Недаром ее героиня носит прозвище Карфагенский Шлем, так как именно к ней приходит преданный своей юной возлюбленной Мигеле, чтобы получить изощренный, “взрослый” секс и горькие пророчества. “Карфаген должен быть разрушен” — этого загадочная героиня Абриль не говорит впрямую, но она готовит восторженного поэта к возможным разочарованиям, крушению и, возможно, смерти.
В финале наступает дождливая осень, и жизни молодых героев подвергаются разной степени разрушения. Один потеряет жизнь, другой сядет в тюрьму, третий переживет тяжкую семейную драму. Так что если Бандерас и оглянулся в прошлое с ностальгией, то не без трезвости и горечи, обретенных вместе с собственным жизненным опытом и опытом своего сверстника, испанского писателя Антонио Солера, по роману которого и снят “Летний дождь”.
Будучи заложником Голливуда как актер, режиссер Бандерас предпочитает независимое, малобюджетное кино. “Чем меньше денег, тем больше свободы творчества. Это правило работает как часы”, — уверен Антонио. Уверен он и в том, что молодые актеры, отобранные для “Летнего дождя” после долгого кастинга, вполне могут стать звездами. Что ж, ему виднее, ведь он прошел длинный путь с улиц родной Малаги, через элитное испанское кино, а оттуда к сияющим вершинам Голливуда, к которому относится со смесью уважения и пренебрежения.
“Летний дождь” отмечен призом на последнем Берлинском фестивале в секции “Окно в Европу”. Так, оставаясь жителем Голливудских Холмов, Антонио Бандерас готов в любой момент бежать в родную Испанию через окно, которым для него становятся его режиссерские работы.