Алексей Рыбников дает Шестую

С 1 по 12 июня в Москве пройдет III Фестиваль симфонических оркестров мира.

Лучшие музыканты России и Европы едут в Москву, чтобы в интерьерах Колонного зала угостить вас безумно интересными сочинениями как давно ушедших композиторов, так и наших современников. Что же подадут на десерт концертного сезона-2008?  

Что-то меняется в нашей жизни. До последнего времени отношения с иной зарубежной звездой – будь то солист или целый оркестр – строились по схеме «заломлю сколько хочу, Россия – это кормушка, заплатит»; в качестве великого одолжения звезда приезжала, при аховых ценах выступала, граждане довольные рукоплескали и шли по домам… Сейчас ставится блок (по крайней мере, на тех мероприятиях, что курируются государством): платить сколько стоят, а не сколько запросят. Эпоха «невидали», «неприступности», пафосных ахов и охов от столпов заграничного исполнительства прошла. Мало кого мы в Москве еще не видели.

Взять хотя бы Фестиваль симфонических оркестров (бюджет – 86 млн.). Когда он только зарождался, Юрий Темирканов, как бы приняв на себя роль худрука и менеджера, снимал трубку и под собственное имя и честное слово звал сюда прославленных музыкантов, ведать не ведавших что это за фестиваль и с чем его едят. Сейчас картина изменилась. По словам директора Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров России Лолиты Сильвиан, «появилась возможность выбора» как оркестра, так и той программы, с которой он приезжает. И переговоры ведет уж никак не Темирканов, а штатные сотрудники Ассоциации.

То есть фестивальный бренд заговорил сам за себя: представьте, что у любого серьезного западного коллектива планы сверстаны лет на пять, но, однако ж, где-то за полгода они волшебно корректируются, и оркестр в назначенный срок прибывает в Москву. Что – по словам г-жи Сильвиан – позволяет уже и самому фестивалю планировать программу и на 2009, и на 2010 гг. Кого же мы услышим через неделю?

1 июня Бамбергский симфонический оркестр (п/у британского дирижера Джонатана Нотта) дает 2-ю симфонию Брамса и 3-ю Брукнера. Bamberger Symphoniker основан в 1946-м, это «первый симфонический коллектив, созданный в новой Германии», его костяк составили «немецкие музыканты, которые задолго до Второй мировой войны и во время нее работали в Праге». Оркестр – согласно официальным данным – «прочно удерживает лидерство среди немецких оркестров по числу гастрольных поездок и концертов (более 100 в год) и имеет статус Культурного посла Баварии в мире». В 2003-м Бамберг уже выступал в России на фестивале «Звезды белых ночей». Чисто визуальной особенностью коллектива является то, что нет привычных нотных тетрадок – пред музыкантами ноутбуки: ножкой жмешь, страничка «переворачивается». Лепота!

По мнению г-на Шалашова (директора Московской филармонии), важная функция фестиваля состоит в том, чтобы он «привлекал внимание региональных властей к их же региональным коллективам». А то у нас знаете как? Один губернатор любит футбол – ну и «развивает» футбол, строит стадионы, другой «подсел» на театр, третий еще на что-то. А симфоническая музыка в… (сами знаете где). Поэтому кроме парада звездных оркестров планеты, фестиваль – как на равных – дает возможность выступить в Москве одному из региональных коллективов. И в этот раз, 4 июня, скрябинскую «Божественную поэму» для нас сыграет Ростовский симфонический оркестр, отмечающий в этом году 75-летний юбилей. Дирижер – Юрий Ткаченко. Естественно, он (оркестр) будет тянуться изо всех сил, чтобы «соответствовать». Кстати, именно Ростовская филармония недавно получила из областного бюджета 10 миллионов рублей на покупку новых инструментов, – специально для участия в фестивале.

Вкуснейшая и архиредкая маринистическая палитра (как в своей стыковке, так и по именам) ждет москвичей 7-го: знаменитый оркестр Шведского Радио под управлением финского дирижера Лейфа Сегерстама дает Симфоническую поэму «Легенда скал» норвежского композитора-мариниста Хуго Альфвена (1872 - 1960), три симфонических эскиза «Море» Клода Дебюсси и Вторую симфонию Яна Сибелиуса. Прилив (чувств) гарантирован.

И далее – по нарастанию: 9-го и 10-го в Колонном зале Дома союзов выступит Королевский филармонический оркестр (Лондон, Великобритания), длинный список ярких эпитетов прилагается. Это и вправду самый мощный «десант» фестиваля; Лолита Сильвиан рассказала, что оркестр прислал на выбор две программы – либо Первая Брамса, «Дон Жуан» и «Тиль» Рихарда Штрауса, либо – Четвертая Бетховена и «Так говорил Заратустра» опять же Штрауса. «Ну как тут удержаться? Как выбрать?»: в итоге решили принять и ту, и другую. За пультом – Даниэль Гатти. Обжорство, товарищи, нас ждет беспросветное обжорство сусальными сколами со статуэтки на капоте «Роллс-Ройса».

И, наконец, 12-е. День России. Как выразился Юрий Лаптев (народный артист и советник Президента), «этот праздник, благодаря фестивалю, ассоциируется теперь не только с эстрадными выступлениями, но и с классической музыкой». Итак, 12-го вас безмерно удивят аж двумя сюрпризами сразу: во-первых, необычным Объединенным российским симфоническим оркестром (за пультом – Валерий Гергиев), а во-вторых – специально к фестивалю написанной Шестой симфонией Алексея Рыбникова (1 января начал, 12 мая сдал партитуру дирижеру).

Сначала про оркестр. Так масштабно идея его организации выдержана впервые: ради одного-единственного концерта (заметьте – после выступления лондонских «королевичей», это к вопросу об уровне ответственности) собрали свыше 80-ти лучших музыкантов из 29 городов России: Абакан, Владивосток, Дубна, Омск, Сочи, Уфа, Хабаровск… Приоритетен был географический фактор. Выдирают, допустим, из региональных оркестров лучших флейтистов, по уровню примерно равных. Так одного возьмут, скажем, из Ульяновска, а другого откуда-нибудь еще, например, из Тольятти. Тех, кто по каким-то личным причинам до Москвы не доедет, заменят, естественно, на москвичей.

А ради чего все это? А ради того, что раз День России – играть должна вся Россия. Г-жа Сильвиан отметила, что именно на 12-е пока не открыта продажа билетов, поскольку нет точного числа приглашенных. А кто в числе приглашенных? Ясное дело, господа чиновники! А зачем? Вот пригласили из Курска одного-единственного музыканта в оркестр, так за ним и губернатора, и мэра, и директора филармонии – всех-всех-всех пригласят. Пусть сидят в зале, гордятся, болеют за родного курянина, помнят, что фагот стоит 40 000 евро, и если «парк инструментов» в местном оркестре изношен до табуретного звучания (допустим), то неплохо бы обновить…

В настоящий момент спецы из Мариинки уже проконсультировали приехавших музыкантов по части «внутренней рассадки» (легло ли людям, в глаза не видевшим друг друга, «сыграться» в считанные дни!), а теперь идут репетиция за репетицией… Комментирует композитор Алексей Рыбников: «Конечно, у многих возникал скепсис – ну что это за сборный оркестр? Но я хочу по дереву постучать в надежде что все получится!».

Теперь о симфонии. «Из самых недр Первой части, из шепота струнных и варварских возгласов меди, вырастают исполинские силы двух миров – Света и Тьмы…», – от Рыбникова давно уж ушла слава только лишь как создателя ленкомовской ««Юноны» и «Авось»»: каждый его выход в качестве симфониста желанен и безумно трогателен. «Я не облегчаю восприятия; каждый должен увидеть в моей музыке свои образы…». И это станет доброй традицией форума – пресечь на корню все разговоры о «вымершей композиторской профессии» и заказывать иным нашим современникам крупные (не камерные!) симфонические полотна. Это здорово.

Приютом фестиваля станет уж в который раз Колонный зал Дома союзов, где – словами Дениса Мацуева – «очень здорово играть, а не только устраивать пышные похороны». Акустика недурная, все желают, чтобы зал, наконец, зажил полнокровной жизнью, – симфонических площадок в Москве катастрофически не хватает. Ранее была проблема, что непосредственно перед концертом билета именно в Зале не купишь, сейчас – обещаниями г-жи Сильвиан – «билеты будут обязательно продаваться в окрестностях Колонного зала». Так что приходите, угоститесь очень милой программой и – будем надеяться – первоклассными (пусть и спорными!) интерпретациями.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру