В полдень в воскресенье в резиденции французского посла ждали героиню московского кинофестиваля, обладательницу престижной премии им. Станиславского Изабель Юппер. На прием она опоздала минут на сорок.
Но вот Изабель входит в роскошный зал старинного особняка — маленькая, рыжие, подстриженные в каре волосы, вся обсыпанная веснушками (даже руки в веснушках). Черный брючный костюм, светлая в едва заметную полоску рубашка на выпуск, открытые босоножки. Ей аплодируют. Она как будто стесняется.
Среди гостей в основном киношники, режиссер Иван Дыховичный, кинокритик Андрей Плахов, директор французского культурного центра в Москве Доминик Жамбон, Ольга Свиблова, директор Московского Дома фотографии. Рядом с ней муж Изабель — куратор фотовыставки, представляющей 104 ее лица в Большом Манеже. Собственно, туда из резиденции и направится госпожа Юппер. А пока интервью для “МК”.
— Правда ли, что у вас есть русские корни?
— Нет-нет. Но я училась на славянском отделении в университете. Пушкин, До-сто-ев-ски — правильно? — спрашивает Изабель, пытаясь говорить по-русски. На что ей Ольга Свиблова говорит, что у Изабель московское произношение.
— Кто ваш любимый русский писатель?
— Затрудняюсь сказать. В свое время меня потряс фильм “Первая любовь” по Тургеневу. Это было сильно.
— Вы играли Верочку в пьесе Тургенева “Месяц в деревне”?
— Нет, что вы — Наталью Петровну.
И это произнесено с таким жестким достоинством, что от трепетной Верочки не остается и следа. Как же я забыла, что в этой маленькой хрупкой женщине заключена сила адская. Еще несколько лет назад эта малышка потрясла Авиньонский театральный фестиваль своей Медеей, которая мощнейшим голосом покрывала пятитысячный зал.
— Изабель, вам хотелось бы поработать в кино с русскими режиссерами?
— Ну конечно же. Вот сейчас мне сделали предложение сыграть Лилю Брик. Этот режиссер, вот он там сидит.
Напротив — столик, где вместе с другими сидит режиссер Иван Дыховичный.
— Я считаю, — говорит Иван, — что только она может сыграть такую фигуру, как Лиля Брик. Она мощная, сильная, несмотря на всю хрупкость. Этот фильм про других людей, которые жили в это время, и герои представлены как бы через них. Одна из первых сцен — Лиля Брик на допросе у следователя.
А в это время Ольга Свиблова делает для Юппер неожиданный экскурс по литературе: объясняет, что в 30-е годы всех неправильных с точки зрения соцреализма писателей обвиняли в тургеневщине.
— Изабель, можно ли надеяться, что вы согласитесь сниматься в картине о Лиле Брик?
Она улыбается, говорит, что время покажет, берет чашечку кофе.
Прямо из резиденции французского посла она отправляется на выставку в Манеж. Судя по тому, что ее муж вынес чемоданы к машине, можно было понять, что из Манежа она отправится в аэропорт.