На войну, с любовью

“Никто, кроме нас”: кино о забытых людях

11 августа 2008 в 17:03, просмотров: 471

Сегодня мы начинаем представление фильмов — участников главной конкурсной программы VI фестиваля отечественного кино “Московская премьера” — “Великолепная семерка “МК”. И первый на очереди — дебют в игровом кино известного документалиста Сергея Говорухина — история военного кинооператора “Никто, кроме нас”. С Марией Мироновой и актером МХТ имени Чехова Сергеем Шныревым в главных ролях.

1994 год. В Таджикистане — самый разгар никому не известной гражданской войны. И, как это часто бывает, в ней задействованы российские силы. Наши ребята и сами толком не понимают, за чьи жизни воюют, но приказ, как известно, не обсуждается. В это время в Москве мается Евгений Левашов (Шнырев) — военный оператор, долгие годы вместе со своей камерой проживший на самых разных войнах. Он не находит себе места в спокойной, размеренной жизни столицы и пишет для одного из телеканалов заявку на съемку документальной ленты о войне в Таджикистане. За скудное финансирование, буквально — за еду и проживание, он готов лететь в самый разгар боевых действий. Там — его жизнь.

За две недели до отъезда в ночном трамвае он знакомится с Наташей (Миронова) — утонченной девушкой с красивой речью и работой танцовщицы в ночном клубе. Левашов неожиданно находит в Наташе ту женщину, которая способна увидеть в нем не просто назойливого, слегка нетрезвого мужчину потрепанного вида, а человека разбереженной души. Скромный ужин в захудалом кафе, в котором Наташа когда-то работала официанткой, недолгий разговор в подъезде булгаковского дома, первая ночь вместе… Через две недели Наташа и Евгений становятся друг другу ближе, чем могли подумать. Но день отъезда все ближе. И никто не может быть уверен, что они встретятся еще раз.

Сергей Говорухин знает, о чем снимает. До того как пойти по стопам своего отца — режиссера Станислава Говорухина, он в разное время работал военным корреспондентом в зонах боевых действий в Таджикистане, Чечне, Афганистане и Югославии. На его счету — более тридцати боевых и три специальные операции. В 1995 году он был тяжело ранен в Чечне. Награжден орденом Мужества и медалью “За отвагу”. Конечно, все это не важно, когда речь идет о художественном произведении. Да и перечисление наград и достижений всегда добавляет лишнего пафоса, которого так чужд сам Сергей Станиславович. И все же тяжело отделаться от мысли, что в современном российском кино слишком мало людей, больше, чем Сергей Говорухин, достойных звания настоящего мужчины.

Тем поразительней, что картина, снятая человеком, пережившим столько войн и потрясений, буквально наполнена любовью. Кажется, Сергей Говорухин снял кино не только о забытой войне, но и о забытых людях. С их неспешными передвижениями в кадре, пространными, порой даже чересчур литературными разговорами. Людях, способных на глубокое чувство, которым решительно жертвуют ради долга. Таких, как он сам.

С таким кино сегодня трудно. В нем нет ура-патриотизма, который так легко продается. Нет масштабных военных сцен, которые так хорошо смотрятся. В нем и войны почти нет. Разве что в душах главных героев. Да и то чувство тоски, что возникает при виде бьющейся в истерике матери, которая не в силах остановить сына от поездки на войну, — мало поддается описанию.

При всей чрезмерной литературности — со спецназовцами, и в самый разгар боя разговаривающими на чистом русском языке, — в игровом дебюте Сергея Говорухина “Никто, кроме нас” есть правда. Может, не та правда, которая была на самом деле в далеком 1994 году. Но та правда, которая там быть должна.



    Партнеры