Прекрасные птицы на мусорной куче

“Однажды в провинции”: в двух шагах от Москвы

Режиссер и сценарист Катя Шагалова — продолжательница славной кинодинастии. Дедушка — выдающийся драматург Анатолий Гребнев. Отец — сценарист и режиссер Александр Миндадзе. Катя взяла себе “отдельную” фамилию для того, чтобы быть не дочкой и внучкой, а собой. Ее новая картина “Однажды в провинции” — про убогую недожизнь с поножовщиной, пьянками, грязью, смрадом. Но — про любовь. Фильм “Однажды в провинции”, получивший премию ФИПРЕССИ на 30-м ММКФ, включен в главную программу VI фестиваля отечественного кино “Московская премьера” — “Великолепная семерка “МК”.

Примечательно, что картина снята в Подольске. В десяти километрах от одного из самых богатых городов мира — Москвы — нашлась натура для съемок богом забытого угла, куда судьба занесла двух генеральских дочек. Вера (Эльвира Болгова) вышла за простого парня Колю (Александр Голубев), контуженного в Чечне, за что была проклята родителями и презираема сестрой. Коля ее не любит, бьет смертным боем, а она с тупым упорством терпит от мужа побои и его измены с соседкой — участковым милиционером Леной (Любовь Толкалина).

В эту провинциальную дыру под говорящим названием Улетово приезжает Верина сестра Настя (Юлия Пересильд), снявшаяся в популярном сериале, вкусившая больших денег и бурной, но короткой славы. Улетовские будни с деловито-привычными драками между скинхедами и гастарбайтерами и прочими развлечениями того же толка вызывают у Насти отвращение. Но, к удивлению своему, заезжая звезда, а заодно с нею и зритель не в силах противиться странному обаянию этих людей. И даже этого места. Что-то вроде картины художника Ярошенко “Всюду жизнь”.

Медленно, но верно Настя притирается к людям, срастается с их дикой житухой в задрипанном общежитии. И начинает с некоторым даже сочувствием постигать, кто здесь кого любит. На густой улетовской грязи буйно цветут многочисленные и сложно переплетенные любови. Верин муж любит милиционера Лену, у которой есть замужняя дочь Анжела (Наталья Солдатова), тоже влюбленная в кого-то. При этом ее собственный супруг Ким безнадежно страдает по битой мужем Вере. 

Вот уж правда — без поллитры не разберешься! Неудивительно, что поллитры в окружении неприхотливой и кое-как сервированной закуски являются основными натюрмортами, украшающими фильм. Пьют все, даже милиционер Лена — между сочинением (неплохих, кстати) стихов и занятиями фэншуем. Ее прелестная дочка вообще не просыхает, даром что нянчит своего годовалого младенца.

И, конечно, автор неспроста приводит Настю в этот дикий мирок. Ее взгляд — это взгляд автора: непримиримо жесткий и одновременно нежный. Чужая поначалу, Настя оказывается в самой гуще страстей, получает свою долю любви от Колиного друга, романтического Че (Леонид Бичевин), обостряет конфликт и невольно движет сюжет прямиком к трагической развязке.

На небольшом пространстве времени и места Кате Шагаловой удалось уместить множество живых персонажей, причем за каждым прочитывается не только определенный характер, но и судьба. В интервью “МК” Катя призналась, что нарочно сделала своих героев красивыми: “Сидят такие прекрасные птицы на мусорной куче и не задумываются, что отсюда можно улететь”. Но часто бывает, что автор как бы и не догадывается о смысле, который неосознанно вложил в свое произведение. 

Однажды в провинции… Натуру для такого сюжета можно было бы найти не в подмосковном Подольске, а где-нибудь поближе к Уралу. А можно и прямо в Москве. Вне всякого сомнения, даже на Рублевке, исключая, конечно, гламурный антураж, можно обнаружить ту же провинцию. Потому что провинциальность не снаружи, она внутри человека. Это не местоположение в пространстве, а состояние души. Так что провинция может располагаться где угодно. Как, впрочем, и любовь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру