И за борт ее бросает…

“Первая русская фильма” на “Московской премьере”

26 августа 2008 в 16:56, просмотров: 864

15 (28 по новому стилю) октября 1908 года владелец сети фотоателье Санкт-Петербурга Его Императорского Величества придворный фотограф Александр Дранков представил первый отечественный игровой кинофильм.

Публике была показана первая русская фильма “Понизовая вольница” (“Степан Разин”). Волгу тогда снимали в окрестностях Санкт-Петербурга. Режиссер Владимир Ромашков, исполнитель главной роли, известный русский трагик Евгений Петров-Краевский, и сам Дранков, выступивший в качестве первого российского кинопродюсера, в одночасье стали народными героями. Спустя сто лет “Понизовая вольница” будет показана на фестивале “Московская премьера” в ознаменование 100-летия национального кинопроизводства.

“Понизовая вольница” и впрямь стала настоящим событием для России. Впервые с конца XIX века была нарушена французская монополия на производство игрового кино. Это позже написавший основу сюжета “Степана Разина” Василий Гончаров станет модным беллетристом и сценаристом, а имя Дранкова поставят в один ряд с именем Ханжонкова. А осенью 1908-го и Гончаров, и Дранков, и Ромашков, и Петров-Краевский были по сути кинодилетантами, пустившимися в крупную по тем временам авантюру — в газетах того времени будущего кинопродюсера Дранкова, крутившего по совместительству ручку кинокамеры на правах оператора, иначе как авантюристом никто и не называл. А авантюра в результате вылилась по сути в день рождения отечественного кино задолго до знакового 27 августа 1919 года, когда вождь большевиков Ленин подписал декрет о национализации кинопроизводства в стране. Так и повелось с тех пор: 27 августа — День кино, 28 октября — день рождения “первой русской фильмы”.

— Вообще идея тематических ретроспективных показов в рамках “Московской премьеры” появилась у нас два года назад, — рассказывает “МК” генеральный продюсер фестиваля Вячеслав Шмыров. — Тогда же состоялся первый такой показ, посвященный 110-летию первого московского киносеанса — царской кинохроники, снятой французскими операторами, — который был дан в мае 1896 года на территории сада “Эрмитаж”. Историки утверждают, что тот сеанс состоялся в нынешнем зале “Эрмитажа”. И наш фестиваль отечественного кино не смог пройти мимо этого события в истории отечественного кинопроката.

В этот раз сразу два ретроспективных показа будут посвящены 100-летию “Понизовой вольницы”, которая дала начало регулярному кинопроизводству в России. Появился первый в России профессиональный кинопредприниматель, которым стал Дранков. Впервые театральные актеры попробовали свои силы в кино. А использование для сценария популярной песни “Из-за острова на стрежень” на несколько лет вперед определило стилистику отечественного синематографа. Ведь и в дальнейшем вплоть до 1917 года использование в качестве сюжетов для фильмов роковых романсов стало делом обычным. Эти романсы способствовали созданию ярких образов и оригинальных сценарных ходов в дореволюционном кино.

Очень жаль, что сегодня мы потеряли значительную часть истории кино, которая является частью нашей национальной культуры. Нет, к сожалению, памятных указателей на местах первых съемок и первых русских кинофабрик, в частности в Москве на Лесной улице и в районе Киевского вокзала. Но сохранился ролик с “Понизовой вольницей”, который в ознаменование 100-летия российского кинопроизводства будет показан на открытии и закрытии “Московской премьеры-2008”.

Также этой дате будет посвящена двойная ретроспектива. Первая ее часть “Семь посвящений. ХХ век” пройдет в зале электронного показа недавно открывшейся библиотеки киноискусства имени Сергея Эйзенштейна и будет посвящена выдающимся кинодеятелям от Ханжонкова и Эйзенштейна до Тарковского и Хуциева. В рамках этой программы Марлен Мартынович и другой современный классик Юрий Норштейн дадут мастер-классы и покажут фрагменты своих пока незавершенных работ.

Вторая часть “Семь посвящений. XXI век” состоится в Белом зале Дома кино. В ее рамках запланированы ретроспективы фильмов Ренаты Литвиновой, Андрея Звягинцева, Евгения Миронова и других наших современников, а также творческие встречи с ними. Тем самым мы привлечем к нашему фестивалю молодого зрителя, для которого до сих пор на “Московской премьере” не было своей фирменной программы. Понятно, что исчерпать всю российскую киноисторию двумя “семерками” невозможно. Поэтому программа ретроспектив только начинается и рассчитана минимум на три ближайших года.

В будущем хотелось бы дополнить этот список именами Александра Сокурова, Сергея Сельянова, Анны Михалковой, Федора Бондарчука и других современных киномастеров, познакомить зрителей с их работами. Считаем эти наши начинания достойным ответом на 100-летие “Понизовой вольницы” как начала кинопроцесса в стране. Тем более что других мероприятий, посвященных этой дате, ждать, увы, не приходится. Наши киночиновники не успели к ней подготовиться. Нет ни серьезных документов, ни детального плана, чтобы достойно отметить эту дату. А касающийся 100-летия отечественного кинопроизводства указ президента носит лишь рекомендательный характер. Вот “Московская премьера” с удовольствием и восполнит этот пробел.




Партнеры